В царстве берендеев

В конце ноября в Театре-фестивале «Балтийский дом» завершился Третий Всероссийский театральный фестиваль «Вперед к Островскому!». Мы погрузились в купеческий быт, дегустировали чай, смеялись над остроумными шутками. Премьерный спектакль, иронический экскурс в русскую историю, показали петербуржцам гости из Ярославля. Сказочная феерия «Ледяное сердце», поставленная режиссером, н.а. России Валерием Кирилловым в Российском государственном академическом театре драмы имени Федора Волкова, возвращает нас к сказке А. Н. Островского «Снегурочка», которую мы почему-то начали забывать. Причем совершенно напрасно. Островский написал эту пьесу уже в зрелом возрасте, в ней он смог показать сложные проблемы во взаимоотношениях между людьми, а также коснуться вечной темы «народ и власть». Сказка – самый лучший жанр для такой задачи.

Островский гениален и безграничен. Когда смотришь «Снегурочку», невольно начинаешь «исследовать любовь», и понимать, чем она отличается от имитации любви, сопровождаемой совсем другими чувствами – завистью, эгоизмом, страстями и обидами. Сразу возникает вопрос – способны ли Мизгирь и Снегурочка (Анастасия Савкина) переживать настоящую любовь или им обоим доступна лишь имитация? Их сердца остаются холодными. Их стихия – холодный расчет, а любовь для них смертельно опасна. Не зря Дед-Мороз советует дочери остерегаться горячего чувства: "Снегурочка, беги от Леля! Иначе – погибель. Об этом нам вещала птица-баба" (так славяне называли пеликана).

Обычно при воспоминании о сказке "Снегурочка" в памяти всплывают сцены из фильма советского артиста и режиссера Павла Кадочникова с красивыми натурными съемками, песнями и танцами. Фильм Павла Кадочникова уникален, спектакль Валерия Кириллова грандиозен, на сцене играет вся театральная труппа, все вокруг красивое и необычное. Зрители оказываются в сказочной стране, надежно защищенной от соседей лесами и болотами. Основная декорация – два огромных белоснежных колеса, в них все – ход времени, ход истории, смена времен года. Особое внимание уделено костюмам. Сначала все одеты в белое. Зима в этой «полуночной» стране длится уже шестнадцатый год. Но берендеи не унывают, греются плясками и весельем под песни Леля (Никита Ерохин) и бубен шамана. Только нет радости во всем этом, ушла любовь из жизни, оставив вместе себя лишь жадность и зависть. Обижена Весна, Ярило зол и шестнадцать лет не показывается из-за туч. Плохо жить без тепла и солнца: дни становятся все короче, неурожаи все чаще, приходит из леса коварная Кумаха вместе с ознобом, жаром и лихорадкой. Народ обо всем этом не думает и греется плясками, Снегурочка-гимнастка показывает сложные упражнения на канате, зажигательно танцует подвыпивший бобыль, бобылиха хвастается своей кикой – ни у кого нет «рогатее», даже у самой боярыни.

Только премудрый царь, главный Берендей, обеспокоен и сосредоточен на главной цели – зажечь любовь в сердцах людей и вернуть Солнце на Землю. Решение найдено – надо устроить праздник в Ярилин день, созвать народ «на игрище и позорище», растопить лед в сердцах людей. Как он красив и умен, премудрый царь! Выезжает на белом коне и вершит праведный суд. С приходом Лета все преображается, все люди облачаются в красные одежды. Режиссер не стал огорчать зрителей грустным концом, как это и положено, любовь побеждает смерть. В спектакле «Ледяное сердце» заняты молодые артисты, в первую очередь он адресован молодежи. Сценография – Эдуард Гизатуллин, художник по костюмам – Оксана Богданович. Премьера спектакля состоялась 18.11.2023 г.

Текст: Мария Гузарева

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения