MusicAeterna Contemporana

Дом радио продолжает радовать премьерами. 28 ноября проект MusicAeterna Contemporana представил программу «Композиторы оркестра MusicAeterna». Под кураторством Владислава Песина исполняются сочинения инструменталистов, играющих или игравших в оркестре Теодора Курентзиса.

Давно не была в Доме Радио. Первое, что заметила - помещение не окурено ладаном. Совсем другое пространство от этого. Как будто бы не хватает уже привычно мистического.

С моего места в визуальном доступе только подсвеченный барельеф Ленина на стене. Артистов, начинающих концерт, не видно, колонны перекрывают обзор. Есть в этом своя прелесть, конечно. Всё залито киношным золотым светом, по паркету разбросаны тени, и можно играть в подглядывания.

Вероятно, так и было задумано. Смотреть не нужно, нужно погрузиться и раствориться в звуке.

Николай Мажара посвятил свою третью сонату скрипачу, концертмейстеру MusicAeterna, Владиславу Песину. Вместе они начинают концерт. В анонсе пишут, что в сонате отражены впечатления от многолетнего сотрудничества. Это что-то такое личное, в которое тебя приглашают заглянуть, и волей-неволей начинаешь додумывать и представлять, какое это взаимодействие, о чем это сотрудничество и насколько субъективен взгляд со стороны.

Соната состоит из трёх частей. Первая часть напоминает класс для разыгрывания. Бесконечные гаммы, пассажи, отработка штриха и виртуозные каденции. Потом разливается импрессионистичная лирическая тема в духе Дебюсси.

Вторая часть – это какой-то глубоко романтический лиризм, до того сентиментальный, просто по-онегински. А начальный пунктирный мотив темы у меня абсолютно ясно ассоциируется с темой 23-го концерта Моцарта. Причëм звучащей именно в балете «Парк» в знаменитой постановке любовного дуэта.

Финал напоминает череду препятствий, острые, колкие тычки и внезапная кода.

Очевидно, что восприятие новой музыки может быть абсолютно разным, но главное, что качество игры и звучания действительно великолепное.

Автор следующей пьесы Арсений Юрьев обратился к знаменитой оде «К радости» Ф. Шиллера. Фактически оставил свой ироничный и даже саркастический комментарий под названием «One joy».

Анонс звучит так: «Горький скепсис и осознание тщетности призыва «Обнимитесь, миллионы» становятся движущими силами искажений, наполняющих аллюзию к классическому тексту».

Примечательно, что чтец (Иван Горин) стоит на чёрном кубе в галстуке-бабочке, перед ним на стойке огромный ретро-микрофон, загораживающий лицо. Смотрится это весьма забавно.

Кларнет (Данила Лукьянов) извивается, плачет и смеётся. Бесконечные повторы текста звучат как издевательство. В какой-то момент обработка голоса обращает композицию к жанру тяжёлого рока.

Дмитрий Бородин дирижирует картинно и гротескно, что очень идёт этой музыке.

После непродолжительного перерыва для перестановки аппаратуры на сцене появляется следующий автор, кларнетист Георгий Мансуров с пьесой «Цезий-133».

«Его опус для кларнета и электроники назван в честь изотопа цезия, который используется в атомных часах для определения эталонной длительности секунды».

Мансуров долго рассказывает про погрешность в измерениях атомных часов, а затем ненароком и весьма символично просыпает рис (который вместе с гречей нужен для перкуссионных эффектов) на микшерный пульт. Ничто не совершенно.

С этого момента концерт превращается в массовую медитацию. Звучит кларнет, сэмплы и всяческие звуковые эффекты. Колыбельная времени поглощается гулом снижающегося в метель самолëта.

Завершает концерт пьеса Ивана Бушуева. ««Комната потерянных шагов» – это размышление о том, как пространство могло бы передавать воспоминания, как воспоминание-мысль могло бы отражаться от поверхностей и становиться звуком».

Неизгладимое впечатление, конечно, оставила флейтистка Анна Комарова, которая вышла на сцену с зелëной гигантской стеклянной бутылкой. Наконец-то честный музыкант, подумалось мне. Хватит прятать заначку за фалдами фрака.

К сожалению, слышно бутылку не было совсем, она терялась где-то в общем водовороте звучания.

Пьеса Бушуева напомнила мне столь популярные сейчас АСМР-ролики. Для тех, кто никогда не сталкивался с этим явлением,– «АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция) — приятное покалывание, которое люди чувствуют в ответ на звуковые и визуальные стимулы (шепот, движения кисти, жевание, скрежет, постукивания и т.д.)».

В общем и целом хочется сказать так. Может, и не каждому дано постичь смысл сочинений современных академических композиторов, но это совершенно не мешает прикоснуться к эйфорическому медитативному состоянию, которое они могут подарить. Особенно, если в Петербурге есть коллектив MusicAeterna, его самобытные композиторы и блестящие инструменталисты.

Текст: Елена Козлова-Гатовская

Фото Дома радио

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения