Мария Скударнова: “Главный конкурент театра — диван”

Иммерсивный, социальный, образовательный, терапевтический, исследовательский - Станиславский бы не поверил, какие своенравные виды театров нам будет предлагать 21 век. Их многообразие может смущать, запутывать и даже пугать. А что, если существует другая классификация театров? О полезных и бесполезных, зависимых и независимых, государственных и негосударственных театрах нашему журналу рассказала Мария Скударнова, театральный блогер и PR-директор Фестиваля полезного и бесполезного театра.

Мария, давай поговорим о словах в названии. В описании ВК-сообщества фестиваля емко и понятно написано: «Фестиваль о «полезности» театра в 21 веке и о том, чем хороша его бесполезность». И надо заметить, что слово «полезность» организаторы взяли в кавычки и придали ему особое значение. Хотелось бы оттолкнуться от понятия «пользы» для того, чтобы разобраться, что же такое «полезное» в контексте вашего театра.

Изначально все, кто слышал это название, воспринимали значение “полезность” как “польза от искусства”. Именно поэтому мы взяли её в кавычки, чтобы показать эту утилитарность. Максимов Вадим Игоревич, советский и российский театровед, на круглом столе сказал такую интересную фразу: “Театром разве что гвозди не пытаются забивать”. Можно наконец-то понять, нужна ли ему эта практичность, или же он прекрасен в своей бесполезности. Причем полезен ли театр для зрителя - решал сам зритель. Мы нашли проекты, у которых есть какая-то практичность. В программе первых дней были представлены психодрама (как метод, который может применяться не только в психотерапии, но и в театре), плейбек-театр (импровизационная практика, которая прорабатывает зрительские ситуации) и многое другое. Полезно же?

Полезно, но, вероятно, не для всех?

Конечно, кто-то мог остаться безучастным, но были и те, кто уже приходил с каким-то запросом. К примеру, Финский театр. Тут польза, мне кажется, прямая, потому что люди уже пришли за тем, чтобы интегрироваться в финскую культуру. Они учат язык, они с этим языком работают. Поэтому этот театр был придуман как форма взаимодействия с языком. И здесь акцент на процессе, а не на результате, ведь были актеры как профессиональные, так и непрофессиональные. Но, несмотря на это мы понимаем: вот она - полезность. Это важно.

 

На фестивале вы знакомили зрителей с массой важных и полезных театральных проектов. А какой, на твой взгляд, самый полезный из них?

Я думаю, проект “ЧудоМобильДетям” - самый полезный, потому что они действительно делают очень великое дело. Проект родился тоже из какой-то шутки, идеи: есть такой актер, Бекарий Цулукидзе, который переделал жигули в кабриолет, разъезжал на нем и девочек клеил. А потом они с Женей Санниковым, (известным российским актером театра и кино) туда загрузили апельсины и раздавали прохожим. Они увидели те самые эмоции людей и решили, что можно взять актеров, посадить в эту машину и поехать в детские дома, хосписы, интернаты дарить детям радость. То есть сама машина стала передвижной площадкой для спектаклей, и на протяжении шести лет они играли для детей и дарили им подарки. Когда мы были на презентации фильма Валентины Коровниковой, которого, к сожалению, в свободном доступе пока еще нет, мы следили за личными историями самих героев. И вот тогда у нас отпал вопрос “Почему люди этим занимаются?”. Эта деятельность - прямая отдушина для них самих. Вот вам и прямая полезность.

Прекрасно, тогда давай продолжим разговор о словах. Театры, с которыми ты работаешь, позиционируют себя как независимые. Для них принципиально определение «независимый»? От чего и от кого они независимы?

Маленькое уточнение - есть независимые, а есть негосударственные театры. Просто "независимые театры" - это некое общепринятое название. По факту я работаю с негосударственными театрами. Независимые никогда не подавались ни на какую господдержку, финансы, гранты, комитеты. А большинство негосударственных так или иначе подаются. У них есть возможность получить гранты, но никогда нет гарантии, что им точно их дадут. Так что тут скорее, как повезёт. Сегодня ты негосударственный, но с поддержкой, а завтра сильный и независимый, но надеешься только на себя.

Ты говоришь о независимых театрах в контексте господдержки и политики. Можно ли рассматривать их независимость как нарушение шаблонов, границ, дозволенных в искусстве?

Мне кажется, что сейчас вообще о границах театра говорить нельзя. Даже в государственных театрах нет границ. Театр - он в баре, в аэропорту, в лесу; а завтра, к примеру, появится проект, на который мы скажем “О, а так тоже можно было?”. Театр везде, во всем и всюду. Но в негосударственных театрах актеры работают не в таких комфортных условиях, которые предоставляют государственные - ведь им нужно самостоятельно постирать и выгладить костюм, убрать за собой гримерку. А люди все равно продолжают работать. В этом смысле, независимость - как свобода. Человек сам это выбрал.

Мария, но мы живем в 21 веке, когда социальные сети поглощают человечество, когда телевидение постепенно отживает свое, и при этом театр по-прежнему «в силе»: театральные постановки исцеляют - театр помогает жить. Как же эти ценности донести до массового зрителя, чтобы человек “сам это выбрал”?

Самый главный конкурент театра — это диван. Но если говорить о театре как о какой-то машине, то у государственных публика очень разношерстная. Кому-то хочется пойти в театр недалеко от дома, кто-то в поиске медийных лиц. В негосударственных же публика - целое сообщество. Они готовы ехать куда угодно, платить сколько нужно. И аудитория не уменьшается, потому что их притягивает то, что этот театр создает команда единомышленников без особой финансовой поддержки, во имя искусства. Если для актера это не просто работа и он этим живет - зритель тоже начинает этим жить. Если рассматривать вот эту прекрасную бесполезность театра, то искусство по-особенному находит путь к сердцам людей. И это происходит неслучайно, человек же как-то попадает в театр: может, его заинтересовала реклама блогера, или он споткнулся возле театра и решил зайти, а может ему приснилось, что нужно туда сходить. И каждый попадает туда своим образом. Останется он там или нет - зависит от того, что он увидит. И опять же, зависит не от того, плохой театр или хороший. Если зацепит, то зритель обязательно вернется.

Что обычно цепляет зрителя?

Обычно людей цепляет тот самый обмен энергией. Он особенно ощущается в камерных театрах, когда зрители находятся очень близко к актерам. Люди идут на этого актера просто потому, что им близка его энергия, а затем и вовсе “подсаживаются” на это. Театр - терапия. Поэтому, я считаю, что театральный блогер или пиарщик должен всегда “заражать” зрителя. Ты постоянно делишься своими эмоциями. Я четко обозначила свою цель - влюблять в театр, чем я и занимаюсь все время.

Тогда и обратимся ко времени. Время никого и ничего не щадит - оно лечит, убивает, меняет. Серьезные изменения коснулись и театра. Если 20 век был веком режиссерского театра, то в 21 появляются инклюзивные, иммерсивные, пластические, документальные театры. И за этими изменениями просто не успеваешь следить. А какая главная театральная инновация последних двух лет? Как ты видишь эту связь со всеми общественными изменениями и, собственно, театральной жизнью в России?

На фестивале у нас был виртуальный художественный театр, который был создан на волне коронавируса. Их полезность в том, чтобы объединять людей, объединять их расстояния. Виртуальный художественный театр представляет спектакли в ZOOM. Но лично мне показалось, что онлайн-формата было недостаточно. То, что мы увидели, было монологом. Та самая энергия испарялась. Не было какой-то онлайн-технологии, чтобы я точно сказала: “Да, вот это инновация”. В нынешних реалиях я бы не следила за инновациями, я бы рассматривала то, что именно сейчас важно людям - инклюзивные театры, социальные театральные проекты. А что касается связи между общественными событиями и театральной жизнью, то люди стали многое актуализировать. Спектакли до этих событий не несли в себе тот смысл, которые зрители для себя сейчас раскрывают. Эти темы стали звучать по-другому. Человек так устроен - каждый выбирает про что смотреть.

Беседовала Илона Гановичева

Фотографии предоставлены Марией Скударновой 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения