История из первых уст

Документальный театр — это лишь набор сухих фактов или увлекательный спектакль по реальной истории? На самом деле может быть и так, и так, и еще в массе разных вариаций. Театр сейчас, в принципе, избегает любых рамок и старается быть высказыванием в той форме, которая напрашивается к конкретной мысли.

30 ноября на малой сцене ЛенДока прошел премьерный и пока единственный показ документального спектакля «Presque vu или почти увиденное» по биографии создателя компании Юлмарт Сергея Федоринова. С Сергеем Федориновым же в главной роли.

Что это было — попытка соединить бизнес и искусство? Откровенное высказывание бизнесмена, почему-то названное «спектаклем»? Мотивационная встреча на тему успешного успеха? Или моноспектакль о превратностях судьбы? Однозначного ответа нет и не будет. В анонсе значится, что это «спектакль». Но все же относиться к действию как к сугубо театральному мы не будем. Вероятно, здесь всего по чуть-чуть.

Артистов здесь нет, но есть режиссер и продюсер — Жанна Мороз. В биографии Жанны ряд терапевтических спектаклей, где она помогала людям набираться смелости, вскрывать болевые темы и со сцены высказывать их. Так было в спектакле «8 мам», так было в спектакле «8 разведенных женщин», так, видимо, случилось и здесь. И спектакль – по сути откровенные размышления Сергея о своей же жизни.

Рука режиссера здесь очевидна. Если рассказывать всю свою биографию — велик риск не закончить и за неделю. Собрать мысли и истории в единый текст, сделать его сценичным, легким в восприятии и емким, при этом сохранив честность и логику повествования – не так-то просто. А настроить человека этому тексту следовать, а не пуститься в пространные рассуждения — тем более.

Сначала Сергей - не Сергей вовсе, а диктор на радио. Он довольно отстраненным голосом вещает факты из своей биографии, но говорит о них так, будто они его не касаются. И только спустя время становится снова собой и рассказывает уже от себя. Вероятно, это и есть ключ к разгадке концепции показа — спектакль нужен был прежде всего герою, самому Сергею. Как момент рефлексии, как самоанализ, как способ расставить точки, окончательно закрыть двери в прошлые главы жизни, чтобы отпустить и идти вперед. Такой вызов самому себе — а смогу ли все проговорить, а смогу ли прилюдно? Смог. Проговорил. Довольно бодро и четко. Где-то с юмором, где-то с ностальгией, где-то с волнением.

Безусловно оценивать актерскую игру и глубину подачи материала здесь бессмысленно. Сергей не актер. И временами чувствовалась его борьба с самим собой, а в воздухе висела неловкость, как в случае с переодеванием Сергея на сцене. Но судя по реакции зала, по вдумчивым интересным вопросам зрителей в отведенный для этого промежуток времени, аудитория не ждала «спектакля», а ждала диалога с человеком. Его и получила.

Текст: Екатерина Приклонская

Фото: Саша Логвиненко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения