Голубой огонёк с Хрущевым

Сегодня, 61 год назад (1 декабря 1962 г.), произошло, пожалуй, чуть ли не самое эмблематичное событие эпохи Хрущева - его приезд на выставку в Манеж и ее разгром. Недавняя премьера в «Практике» «Кровоизлияние в МОСХ» (московский союз художников) поставлена режиссером Юрием Печенежским. Автор пьесы - Алексей Житковский.

Новый год уже близко (как бы это ни было тяжело осознать), а спектакль и здесь очень попадает по атмосфере: первая половина - советский "Голубой огонёк", во время которого собираются люди из самых разных городов СССР, поют шлягеры тех лет (узнаваемо комсомольски-оптимистичные - с «поставленными» плясками), а в перерывах подводят итоги уходящего 1962 года. Только вот итоги все одни смешнее другого - доярки, механики, рабочие отчитываются, как успешно превзошли коммунистические планы...

А контрастом - итоги года молодых художников, чью выставку недавно разгромили. Кто-то ожидает ареста, но уж все точно понимают, что в этой стране будущего у них не будет.

Мастерская художников (Эрнст Неизвестный лепит скульптуру, пока зрители ещё рассаживаются) легко превращается в советскую студию "Голубого огонька" - надо всего лишь абстракционистские картины поменять на всем известные идеологические плакаты. Потом - все то же самое, только обратно. 

Хрущеву (Николай Ковбас), весьма карикатурный, ругает художников («мазилы», как он их называет - ему кажется, что это не хамство, не унижение, а отеческое наставление - примерно это Эрнста Неизвестного и вынудили написать в «извинительном» письме). 

В спектакле очень мельком, но возникает ещё одна тема, которая ассоциируется с Хрущевым, - «развенчание культа личности». В стране оттепель (самый ее конец), но власть себя ведёт все так же хамски, будучи уверенной, что у неё есть на это право. Хрущев вскипает от упоминания имени Сталина (когда ему один из художников говорит, что не сталинские же времена уже) и применяет все то же насилие - ударив художника по лицу (эта сцена выделена - партийная «свита» Хрущева вытаскивает парня на авансцену, гаснет свет). И дальше, когда Хрущев цинично говорит «что вы знали о том, как было тогда», приходится признать - да, выставку разгромили, но было не так, как могло бы быть при Сталине.

Удачно я пришла на спектакль - из-за приближающейся даты этих событий перед началом была лекция Марии Кравцовой о случившемся, во время которой она показала, что вокруг этого исторического события наросло много мифов - целиком выставку, на самом деле, никто не громил (она была согласована с партией, естественно), что Хрущев был недоволен одним залом, который был добавлен буквально за день до его визита, в отдельном месте музея; что, возможно, это были разборки между МОСХом и союзом художников РСФСР, недавно образовавшемся (что это могла быть провокация против МОСХа, чтобы лишить его влияния).

Только вот, к сожалению, в спектакле ничего этого не было: как по мне, пьеса Житковского - достаточно упрощенный и схематический пересказ всем известных событий. Во всяком случае, новых вопросов он явно не ставит, и все персонажи выглядят достаточно карикатурно. И даже финал пьесы, где к Эрнсту Неизвестному приходят заказывать надгробный памятник Хрущеву - да, в этом есть злая ирония, что изготовление памятника он завещал именно тому скульптору, с которым так рьяно спорил в Манеже, но выглядит это очередным штампом.

Текст: Нина Цукерман

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения