Фестиваль “Звуковые пути”: маршрут пройден

34 Международный фестиваль новой музыки “Звуковые пути”, объединивший 7 концертов и 4 лекции, прошёл с 17 по 27 ноября в Петербурге. Мы предлагали читателям гид по фестивалю, а после концерта-открытия поговорили с его новым худруком Артуром Зобниным. Теперь пришло время собрать путевые заметки собственного маршрута: мой сложился из 5 концертов. Интересно, что упущенные мной концерты доступны в записи: “В круге Лигети” и “Концерт-марафон”, поэтому о них читатель может составить собственное впечатление даже постфактум.

Концерт-открытие “Венгерский рок. К 100-летию Дьердя Лигети” прошёл при полном аншлаге, музыкантами МолОт-ансамбля были исполнены струнный квартет № 2, трио для скрипки, валторны и фортепиано, собственно, сам “Венгерский рок” для двухмануального клавесина, “Приключения” для 3 голосов и 7 инструменталистов и “Камерный концерт” для 13 инструменталистов. Лигети в этот вечер звучал филигранно и упоительно, казался лёгким для восприятия (читать как комплимент музыкантам). Словом, хочется только повторить вслед за Артуром Зобниным: “Важно, чтобы Лигети звучал и звучал так”. Надеемся, после 100-летия композитора его музыка не исчезнет с петербургских афиш.

Следующим для меня был сольный концерт Алексея Исаева “Все флейты мира”. Алексей исполнил 6 сочинений для флейты современных композиторов, частично отобранных по оупен-коллу. В программе были представлены “Naked” Елизаветы Лобан, “Neon nature” Романа Пархоменко, “До последней 1/4 секунды” Вадима Генина, “Wandering stars” Ли Бинь, “Весенний рассвет” Елены Иготти и “East-west jungle disco” Екатерины Хмелевской. Концерт был заявлен как мультимедийный. Звуковая составляющая ожидаемо была на высоте, слушатели увлеченно следили за переменой академических флейт на этнические и мастерством Алексея Исаева. А вот видео регулярно проверяло собравшихся на прочность, к счастью, в камерном Медиацентре Новой сцены людей с чувствительной нервной системой не оказалось и покидать концерт досрочно никому не пришлось. Однако опасения по поводу мультимедийной составляющей программ фестиваля стали возникать. Забегая вперед, скажу, что они не оправдались, и остальные концерты прошли на одинаково высоком уровне всех вовлеченных искусств. Во “Всех флейтах мира” единственной состоятельной видео-работой я бы назвала сочинение Саши Голиковой к композиции Романа Пархоменко. На обсуждении после концерта Роман сказал, что они с Сашей сотрудничают давно и, конечно, это чувствовалось в цельности высказывания (запись произведения есть в сети, правда, в исполнении Игната Хлобыстина).

Третий концерт был гостевой: Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) Московской консерватории привёз программу “Регенерация”. 7 сочинений современных российских и зарубежных композиторов были выстроены драматургически и исполнены в сопровождении конферанса, озвученного нейросетью. В подводке к первому сочинению, “Новой пьесе” Алексея Наджарова для баяна, электроники и видео, нас стразу предупредили, что все шутки прописаны заранее. Действительно, в программе было место юмору, доступному всем, кто владеет английским языком (специальных познаний в музыке не требовалось). В “ANF-93” Николая Попова, посвящённом юбилею «Студии новой музыки», к баяну присоединились флейта, кларнет, скрипка и виолончель. Затем виолончель солировала в сочинении “Foris” французского композитора Рафаэля Сендо. В “Keep quiet and dance” Бригитты Мунтендорф вернулись скрипка и кларнет, а также вступил голос. Периодическая ритмичность композиции действительно побуждала к танцу, но формат (в отличии от “Noiseroom”) не предполагал такой степени вовлечённости. Мотивы регенерации в исконно биологическом смысле прозвучали в композиции “Morphallaxis” Панайотиса Кокораса. Заключительные произведения исполнял весь ансамбль: сначала сосредоточенную “CASE BLACK“ Мирелы Ивичевич (об осмыслении трагедии Второй мировой войны), затем – ироничную “Smart-alienation“ Игоря С. Силвы. ЦЭАМ – безусловно, лидер в своей нише, и лидер востребованный: их концертный график по городам России впечатляет (следить можно здесь).

Премьера 5 мини-опер “Русские писатели пишут письма” была самым ожидаемым для меня событием фестиваля и стала его кульминацией. Постановка (режиссёр – Фёдор Федотов) была тщательно продумана, причём работа шла до последнего: перед началом Артур Зобнин объявил, что заявленного изначально антракта не будет и оперы покажут в одно отделение. Финальная версия выглядела логично и обоснованно, даже сложно предположить, какое композиционное деление задумывалось ранее. Не только каждая опера шла в сопровождении соответствующего видео (видеохудожник – Егор Астапченко), но и между ними был дан своеобразный видео-конферанс: два школьника собирались на урок литературы, попутно признаваясь в любви современному искусству и делая нелёгкий выбор между майнкрафтом и диджитал оперой. “Мальчик у Христа на елке” Александра Радвиловича прозвучал своеобразной интродукцией: инструментальная музыка без вокала по рассказу Ф.М. Достоевского настраивала на погружение в классику русской литературы. Видео-сопровождение было абстрактным и минималистичным. Затем тенор Пётр Гайдуков (герой вечера!) исполнил в сопровождении оркестра оперу Дмитрия Щукина “Дорогая Надя” – по письмам М.А. Булгакова к сестре (строго говоря, единственное произведение, 100% соответствующее заглавию вечера). Центральной композицией стала опера Алексея Глазкова “Хроники фонтана Бахчисарайского дворца”. Здесь и компьютерная игра по спасению принцессы, и восточные орнаменты, и виды настоящего бахчисарайского фонтана [спустя время, мне легче восстановить в памяти визуальные образы, но эти сюжетные зарисовки отражают и музыкальную структуру произведения, кажется, самого многочастного и сложноскроенного из исполненных]. Следом – лаконичные дневниковые записи Л.Н. Толстого, превращённые Артуром Зобниным в гранж-оперу “1862” для тенора и этнического голоса. На экране – русский простор и метафора хрупкости, но и возможности возрождения человеческих чувств и связей. Завершающей феерией (и кодой!) стала “РАЕК ПАЛЛАДА” Константина Степанова по книге очерков И.А. Гончарова об экспедиции на одноимённом парусном фрегате. Вновь многочастная (но с неожиданными сюжетно-композиционными поворотами) опера удивляла зрителей как аудиально, так и визуально, чем привела меня в полный восторг, хотя не все зрители были готовы к такому уровню свободы и жанровой подвижности. В итоге “Русские писатели пишут письма” – самобытная (не могу подобрать аналогов), сильная всеми своими составляющими (работа композиторов, исполнение, работа видео-художников, режиссура) постановка, которой стоит стать репертуарной. Я бы сходила ещё и всем бы советовала.

Концерт-закрытие фестиваля –камерный хор “Festino” с программой “Отражения” – состоялся 27 ноября. Это был тяжёлый понедельник в Петербурге: первая метель, пробки, опаздывающие зрители продолжали приходить в зал даже во второй части второго отделения концерта. Видимо, это сказалось на моём восприятии: было откровенно сложно, в программе мне не хватило широты диапазона произведений для возможности переключаться и обновляться как слушателю. Только в этот момент я по-настоящему оценила, насколько (достойное!) видео-сопровождение разгружало мои рецепторы и помогало принимать новое на предыдущих концертах. Здесь же “помощником” мне был только Шостакович, но его “Смелей, друзья, идём вперед” длились меньше минуты (в качестве эксперимента я бы ставила одну из его “10 поэм на стихи революционных поэтов” после каждого произведения, как глоток воды на дегустации – надеюсь, не слишком крамольная мысль, но в арт-журнале, призванном отражать субъективную реальность, могу себе позволить). Тем не менее, оковы отягощающих восприятие факторов пали перед музыкой Настасьи Хрущёвой – её “Русские прописи” вобрали для меня всю магию детских школьных мантр необъятной широты и долготы, напоминая о Розовых дамах в “Трёх толстяках” БДТ.

Хочется поблагодарить и поздравить команду фестиваля – кажется, всё удалось! Мастерство, вовлечённость, не чуждая юмору, лёгкости и открытости зрителю – такой тон был задан в первый день концертом музыки Лигети и поддержан большинством событий фестиваля. Надеемся, в такой форме и с таким настроением фестиваль войдёт в свой следующий, юбилейный год.

Текст: Лиза Ординарцева
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения