«Две жизни Рахманинова»: музыка и театр

В очень красивых интерьерах Петровского Путевого дворца (я там раньше и не была никогда) 15 и 16  декабря прошли первые показы спектакля-променада «Две жизни Рахманинова». Режиссёр-постановщик спектакля и автор пьесы - Мария Тихонова, ее сорежиссеры: Полина Шахова и Вадим Летунов, художник-постановщик Ирина Сид. В спектакле заняты Екатерина Смолина, Ариэль Ласкер, Владимир Байков, Ирина Дубкова, Анастасия Кубарь, Максим Аверьянов, Дмитрий Зарудный.

Спектакль подразумевает три маршрута - на входе вы получаете рандомным образом программку, в которой написано, пойдёте ли вы гулять по маршруту отца или матери Рахманинова - Василия или Любови, или же его самого. Мне выпал отец. При этом, как мне показалось, это не разный взгляд на историю, как было бы очевидно (рассказать его жизнь глазами родителей - очень разных людей с сложными отношениями внутри семьи, или "от первого лица"), а просто способ распределить зрителей. 

За время спектакля вы проходите несколько локаций и, соответственно, смотрите на разные эпизоды жизни Рахманинова - празднование премьеры, репетиции, венчание, воспоминания о Шаляпине (они были близкими друзьями в течение всей жизни) и т. д. При этом, как и следовало ожидать от спектакля-променада, зрители становятся как будто участниками: мы вместе с героями празднуем премьеру «Алеко» (цыганки кружатся вокруг нас, пока мы пьем шампанское); в другие залы мы входим после ироничных комментариев - чтобы мы не мешали репетициям, чтобы мы не мешали венчанию и т. д. (Надо сказать, что все эти оговорки выглядят слишком уж наивно - я бы о зрителях была лучшего мнения). 

Такой спектакль - конечно, совмещение разных жанров. Делали его явно музыканты - потому что во многих локациях актеры поют арии и романсы Рахманинова; и у этом для меня, человека больше театрального, чем музыкального, проблема таких мероприятий - это и музыкально очень посредственно (понимаю, что отчасти это была пародия на плохое исполнение, но так пародию делать ещё сложнее, чем просто хорошо спеть), и до театральной формы не дотягивает. Во многом потому, что, как мне показалось, создатели не до конца сами поняли, что именно про Рахманинова они хотят рассказать, что именно зритель должен узнать и о чем подумать. В итоге череда разных локаций выглядит рандомным набором сцен, на месте которых могли быть любые другие. 

Отсюда и слишком уж примитивный символизм: вещь, переходящая из локации в локацию, - тетрадь. В детстве - первые попытки написать музыку, в финале, посмертно - попытки сохранить «наследие» (чёрный «ангел» пытается разорвать заветную тетрадь, белый - пытается сохранить ценные ноты, собирая разорванные куски - здесь в списку разных жанров подключилась ещё и пластика). 

Театр, конечно, искусство синтетическое и может совмещать в себе и музыку, и пластику, и много чего ещё, но делать это надо так, чтобы не было ощущения, что в итоге не вышло ни то, ни другое (не особо талантливое в каждом из компонентов).

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Текст: Нина Цукерман 

Фото Кирилла Зыкова 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения