Дон Жуан уже не тот

Если охарактеризовать мюзикл «Дон Хуан. Нерассказанная история», поставленный по пьесе Леонида Жуховицкого "Последняя женщина сеньора Хуана", несколькими словами, то это будут слова «всполох, взрыв и вспышка». Пластичное и музыкальное, яркое и летящее действо претендует не на осмысление, а на эмоциональное восприятие, на чувства. Оно бьет не по разуму, а по ощущениям. И те из зрителей, кто смог 30 ноября в ТЮЗе прочувствовать историю Дона Хуана, получили настоящее удовольствие от спектакля. Автор инсценировки и режиссёр-постановщик – Артём Каграманян, автор либретто – Борис Комаров, композитор – Андрей Пурчинский.

Перед нами – средневековая испанская деревушка на берегу моря. Место небогатое – кругом обломки ветхих лодок и разбросанные старые рыболовные сети, разбитый причал, а единственная на всю округу таверна с гостиницей пуста – то ли не сезон, то ли это Богом забытое место никогда не пользуется популярностью у уставших путников. Здесь коротают свои беззаботные, хоть и скучные деньки служанка Консуэла (Мария Геворгян) и безответно влюбленный в нее кучер и по совместительству непутевый поэт Серхио (Эмиль Салес, впервые выступивший в этой роли), напоминающий своей платонической любовью, поклонением Прекрасной Даме и несуразностью поведения Дон Кихота, а также хозяин таверны (Константин Барышников). Но скучать долго им не пришлось – в их деревню приехал сам Дон Хуан (Иван Ожогин) – личность, известная всей Испании. Он – герой любовных грез всех женщин и образец для подражания всех мужчин. И он тянет за собой в эту деревню шлейф из подосланных убийц, ревнивых мужей и бывших жен – и все хотят добраться до великого соблазнителя первыми. А соблазнитель как-то не очень похож на героя-любовника. Он устал от славы и жизни, которую вел, и желает скрыться от людских глаз, и даже старается быть сдержанным по отношению к противоположному полу. Такой соблазнитель наоборот. 

Все артисты воплощают свои роли в соответствии с самыми первыми впечатлениями об их персонажах. Все арии – следствия их заданных амплуа. Дон Жуан – пресыщен жизнью («И вновь рассвет/Смысла нет»), Консуэла – мила и восторженна, Серхио – пылок и романтичен, хозяин таверны – добродушен и услужлив, жена Хуана Пилар в исполнении Нонны Гришаевой («Ты меня погубил/Свободы я хочу/И я ее получу») – коварна и соблазнительна, преследователь Карлос в исполнении Сергея Борзова («Ты должен был умереть той темной ночью/Я потерял и покой и сон, но знаю точно») – груб и прямолинеен. Единственный персонаж с более-менее сложным внутренним миром – это сеньор Исполнитель (Сергей Сорокин), наемник, работающий на власть имущих, имеющий на руках документ, разрешающий ему делать буквально все. При такой неограниченной власти он ведет себя скромно, постоянно подчеркивает, что он обычный, «из простых», но иногда в нем прорывается его дьявольская, сокрушающая все на своем пути, сущность – так, например, в порыве короткого гнева он чуть не задушил Консуэлу. Он и придумывает, как обставить неизбежную кончину Дон Хуана (а как может быть иначе, если того хочет власть?) – Исполнитель заставляет Серхио записать в свою книжку, куда он строчит свои нескладные стихотворные вирши, легенду о Дон Жуане – красивую и всем нам известную – со статуей Командора, донной Анной и карой неба за грехи. Романтичный, но трусливый и тщеславный («Произведем фурор/ Буду на весь Мадрид я с утра знаменит» - поет он еще при первой встрече с Доном Хуаном, но примерно о том же думает и после) поэт соглашается и – дело готово – настоящая, нерассказанная история о Дон Хуане оказывается скрыта ото всех, а выдуманная – о жизни и смерти великого любовника Дон Жуана –выдается за правду и живет в веках. 

Кажется, что Дон Хуан изначально уже был готов к такой участи – «Лодка гниет на пустом причале и никуда не плывет», «Это не щедрый Эльдорадо, это твой тупик». И Консуэла с первой их встречи считывает его состояние – она спрашивает его о справедливости в мире, о том, зачем он хочет погибнуть – она видит, что перед ней уже уставший, морально измученный человек, наказанный за свои проступки.

Конечно, главного героя до последней минуты пытались спасти его женщины, но было ясно, что он уже сделал свой выбор. И, как говорит в финале более опытная Пилар юной Консуэле про Дон Хуана и всех мужчин в целом, – «Жить за нас их не заставишь, а вот умереть – тут их не остановить».

Текст: Дарина Львова

Фото организаторов

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения