Премьера Данила Чащина в Театре Наций "Последнее лето" (25 сентября 2023), на которую уже не достать билеты на много показов вперёд, формально про военного, вернувшегося в семью с Первой Мировой, про его попытки выстроить заново отношения с женой (Елена Николаева) и сыном, про ощущение страшного и неизвестного будущего. На сцене - костюмы 19-го века, красивые, даже слегка вычурные платья с шляпами в цветах, а впереди - революция, расстрелы, страшная эпоха, которую никто не переживет. Вернее, переживет ее только Ники (Никита Загот), который тогда был мальчиком, а его взрослого играет Вениамин Смехов. Это одновременное присутствие на сцене героя сразу в двух возрастах задаёт тему воспоминаний - Смехов комментирует сразу же то, что происходит с ним, только в детстве. История рассказывается уже со знанием того, что будет дальше - и с героями, и со страной.
Воспоминания или знание будущего? Мальчик якобы одарён возможностью предсказывать будущее по картам Таро, только вот в этих предсказаниях почти одна смерть (иронично-страшная сцена, когда родственники на поэтическом кружке просят Ники посмотреть, что ждёт русских поэтов - Цветаеву, Гумилева, Маяковского, Есенина... смерть, и одному только Бунину выпадает карта «отшельник»).
Здесь важнее не знания мальчика, а реакция на эти предсказания окружающих: у них это вызывает сначала недоверие, потом страх, в в самом финале - так вообще желание отнять у него карты. Чтобы не знать своё будущее, чтобы не пугаться, чтобы можно было продолжать жить в иллюзии. Отсюда и финал - все члены этой семьи, услышав страшные предсказания, отняв карты у мальчика, идиллично садятся на скамейку и машут милыми бабочками... а что там будет дальше - неважно, лишь бы не знать правду. И все это под столь мною любимую музыку из «Тристана» Вагнера.
Но нежелание узнать правду о будущем - пожалуй, реакция на настоящее. Владимир (Дмитрий Чеботарев), отец Ники, вернулся с фронта, проведя там два года. Понятно, что тогда это так не называли, но его поведение - это поведение человека с ПТСР. И это проявляется не только в глобальном (он не замечает свою жену, ведёт с ней себя агрессивно, доводит ее до желания развестись, потому что не чувствует себя мужчиной больше), но и в очень страшных говорящих деталях - только войдя в дом, он «успокаивает» брешущую собаку (она сделана очень театрально - цепь в ведре) выстрелом в воздух; в письмах жене с войны он пишет «идеологический бред», а про смерть денщика, который провел в их доме 8 лет, не написал, а потом упомянул вскользь, случайно.
Такое искажённое отношение к реальности и у других: женщина больше оплакивает кошку, чем знакомых, погибших на войне (она как будто специально не замечает смерти людей, все горе выплескивая на уход животного).
Так что, да, - «Эта чёртова война нас всех погубит». После неё все оказываются с искалеченной психикой, которая боится осознать реальность. И правильно денщик отказывается учить Ники стрелять, сказав, что если научится, рано или поздно начнёт стрелять не в мишени, а с целью убить... есть вещи, которые нельзя даже начинать делать.
Текст: Нина Цукерман
Фото театра