Строчки этих стихов складываются в наши имена

"Частный человек" Драмплощадки СТБ (режиссёр Галина Бызгу) - это спектакль, в котором поэтические образы Бродского и Цветаевой переплетаются так же тесно, как руки влюблённых, когда невозможно расстаться, проститься, разойтись по разным веткам метро. Актёры Юра Дементьев, Влад Низовцев, Александр Дробитько, Анастасия Филиппова, Валерия Ермошина, Валерия Чеховская, Максим Райченок, Варвара Терехова вместе ткут полотно постановки, и здесь найдётся место любви, взаимной и нет (в основном нет, потому что, когда ты счастлив, писать особо не о чем и не хочется), одиночеству, разбитому сердцу и смерти. Но самое главное ядро спектакля - взаимоотношения поэта и власти, поэта и общества. Ближайший показ сегодня, 19 ноября, в Лендоке. Успевайте.

Мальчики читают Бродского, девочки, разумеется, Цветаеву. Я, понятное дело, выросла на Цветаевой, моя юность проходила под "моим стихам, написанным так рано" и "это просто, это ясно, это всякому понятно, ты меня совсем не любишь, не полюбишь никогда". Актрисы читают эти стихи в слезах, с потекшей тушью, экзальтированно, заламывая руки, в 17 лет мне бы наверняка это все понравилось, но сегодня мне хочется говорить о Бродском, он - моя самая главная поэтическая любовь. Потому что искусство поэзии требует слов, я один из глухих облысевших угрюмых послов второсортной державы.

Мне понравилась лаконичная сценография постановки (вы поняли правильно, там пустая сцена). Есть только чемоданы, на которым мы все (почти) сейчас живём. В них хранится всё то, что мы возьмём с собой, если завтра скажут, что нам нельзя здесь жить, что мы лишние, недостойные граждане великой империи. Ну чтож, мы сядем в поезд и сойдём где-нибудь у моря, в глухой провинции, чтобы начать жизнь заново и ждать, когда можно будет вернуться домой. А ещё на сцене листы бумаги. Для переживших великий блеф жизнь оставляет клочок бумаги. В этих листах всё то, что мы не успеем написать. И всё, что цензоры так и не разрешат к печати.

Для спектакля выбрали небанальные стихи Бродского, некоторых я даже до этого не слышала. Конечно, не обошлось и без "Ниоткуда с любовью" и "Не выходи из комнаты" - ну а как иначе? На улице действительно чай не Франция и вообще какой-то пиздец, не советую никому. Но этот спектакль - не только стихи. Мы услышим и протокол суда, на котором Бродского судили за тунеядство. Государство судило поэта за то, что он пишет стихи. "Кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?". Это судилище навсегда вошло в историю литературы, и фамилию судьи (Савельева) сегодня вспоминают только в контексте Бродского. В исторической перспективе художники и поэты всегда одерживают верх над режимом. Ура!

Текст: Алла Игнатенко

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения