Не будем называть это несчастьем. Будем называть это позором

Эстетика кабаре, выбеленные кукольные лица, песни Shortparis…Брехт? Да, самый настоящий брехтовский эпический театр! “Страх и нищета в Третьей империи” - постановка Треплев-центра (выпускники актёрско-режиссёрской мастерской А. В. Козлова ‘2023), которую в рамках программы “Новые имена” играют на площадке Городского театра.

Брехт написал 24 эпизода антифашистской саги в 1930-е в эмиграции на основе документальных свидетельств и газетных статей. Эпизоды эти - отдельные сцены из жизни нацистской Германии, которые демонстрируют, как постепенно пропаганда разъедает сознание человека, словно коррозия - металл, и превращает в раба власти, почему идеи национал-социализма так прочно укрепились в ослабевшей, истерзанной после поражения в Первой Мировой войне и мирового экономического кризиса Германии.

В начале спектакля хрупкая миниатюрная Анастасия Батанова в белом играет на скрипке, но вскоре переодевается в кожаный плащ, наносит грим на белое лицо - и вот уже вздымаются надменные брови и появляются знакомые усики… Германия - так зовут ее персонажа. Яростная, беспощадная, Германия будет присутствовать почти в каждой сцене (а ее портрет - как икона в красном углу любого дома). Безвольная масса запрягается в колесницу с Германией на постаменте и получает удары хлыстом - выстрелы в унисон “Страшно” Shortparis.
“Тебе не справиться
И им не справиться
Лёд не спасет
Майор идёт!”
Да, песен, инструмента брехтовского эффекта отчуждения в спектакле много, кроме “Яблонного сада”, “Страшно”, “Новое Новое” и других Shortparis звучат “Аффинаж” и “Синекдоха Монток”. В эпизоде “Черные башмачки” дочь, выпрашивающая два пфеннинга на молодежное движение Гитлерюгенд, с каждым словом превращается в чудовище и угрожает матери, по-гитлеровски взмахивая рукой (этот эпизод о том, как быстро происходит расчеловечивание, напоминает “Ночь Гельвера”). А за окном будто дергает за невидимые нити и управляет девочкой, как марионеткой, вездесущая Германия с остекленевшим взором и безумной улыбкой.

Главный герой в спектакле Даниила Мищенко - страх. Страх превращает супружескую пару в доносчиков. Страх вынуждает жену-еврейку, как загнанного зверя, покинуть страну, друзей и мужа.
Идут на еврейках женатые,
Изменники расы завзятые.
Их спарят с арийками тут,
Блондинкой заменят брюнетку,
И, словно в случную клетку,
Насильно в расу вернут.

Страх превращает штурмовиков в эпизоде “Зимняя помощь”, которые принесли продукты, в садистов. Страхом и насилием питается Германия. Есть ли спасение? В финале группа сопротивления слушает по радиоприемнику ликующие возгласы после вступления Гитлера в Вену, а после зачитывает письмо осужденного на казнь и готовит текст. “Что же нам писать в листовке к плебисциту?”. “Лучше всего одно слово: "НЕТ!" - в пронзительной тишине вывихнутой реальности это слово звучит больнее, громче и яростнее любых запрещенных слов.

Текст: Наталья Стародубцева

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения