В последний день лета в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прошел концерт-закрытие I Всероссийской летней оркестровой школы современной академической музыки, организованной МолОт ансамблем при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Участники школы, молодые музыканты из разных городов России, проживая в курортном поселке Комарово, в местах, где творили знаменитые музыканты, писатели и поэты, больше недели изучали сложнейшие партитуры и особенности исполнения музыки современных композиторов под руководством опытных наставников. Событие это было тем более важное, что в консерваториях Москвы и Петербурга студенты имеют возможность на специальных курсах познакомиться подробнее только с современным камерным репертуаром, а в регионах подобные занятия отсутствуют вовсе.
Для концерта-закрытия участники школы и музыканты ансамбля МолОт подготовили контрастные, но по-своему показательные произведения ныне живущих и работающих авторов. Программа состояла из пяти сочинений российских композиторов и одного китайского. Прозвучали Концерт для скрипки и камерного оркестра Анатолия Королёва; «The Light of Life» («Свет жизни») Ли Биня; «Молитва святого Ефрема Сирина» для струнных Александра Кнайфеля; «Суровый стиль» для симфонического оркестра Артура Зобнина; «То и это» для фортепиано, ударного инструмента и оркестра Настасьи Хрущёвой; «Пряность» для флейты, кларнета и симфонического оркестра Алексея Глазкова.
Скрипичный концерт Анатолия Королёва, открывший первое отделение, позволил публике мягко настроиться на нелегкую и насыщенную программу вечера. Дирижер Фёдор Леднёв и солист Артур Зобнин не впервые обратились к этому опусу, в 2018 они уже исполняли его в Екатеринбурге на концерте в «Урал Опера Балет».
Автор множества произведений в самых разных жанрах, Анатолий Королев в своей музыке нередко обращается к театральной образности, а в последние годы по заказу «Урал Опера Балет» композитор сочинил две балетных партитуры. Созданный в начале 90-х годов, концерт очень точно фиксирует личные ностальгические мотивы и кинематографично рисует картинки сказочно-воинственного безвременья.
Вслед за скрипичным концертом прозвучало сочинение молодого автора из Китая, Ли Биня. Эта ставшая настоящим испытанием для молодых музыкантов партитура была тщательно проработана самим композитором вместе с оркестрантами и дирижером Елизаветой Корнеевой. Любопытно, что составители программы поставили за Анатолием Королёвым именно эту композицию: на контрасте с романтическим настроением «Свет жизни» предстал в совершенно ином акустическом воплощении — в шёпотах и криках. Китайский композитор, изобретально играя с динамикой и тембрами, также создал вполне кинематографичную картину, по жанру относящуюся скорее к фильму ужасов, как бы приговаривая: без тьмы не существует света.
Александр Кнайфель, также, как и Анатолий Королёв, окончивший Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Бориса Арапова, снова погрузил публику во вдумчивое и медитативное состояние «Молитвой святого Ефрема Сирина». Музыка Кнайфеля — особое явление в современной культуре. В своих партитурах композитор часто подписывает в партиях инструменталистов текст, который становится своего рода тайнописью, позволяющей глубже постичь смысл звучащего. Прозвучавшее сочинение также содержало в себе текст православной молитвы, более широкому кругу оно известно как саундтрек к фильму Сергея Снежкина «Невозвращенец».
Во втором отделении концерта «Строгий стиль» Артура Зобнина запустил в капеллу настоящий смерч из духовых инструментов, которые церемониально появлялись из глубины зала и чинно шли на сцену-эшафот. Зобнин создал по-настоящему инструментальный театр, для которого пространство концертного зала стало отдельным выразительным средством. Музыку хотелось ощупывать глазами, и зал оживленно переглядывался, пытаясь распознать источник звука. Из всех композиторов Зобнин единственный, кто включил в свое произведение голос, который на пике crescendo неумолимо затухал и создавал ощущение ломки — «Дайте еще, не прекращайте!».
«Суровый стиль» оказался в чем-то родным для публики. Зрители стали улыбаться и переглядываться друг с другом, а в небольшой паузе в зале звонко повис детский смех. Театрально, немного язвительно и совсем не сурово.
Когда в программе концерта мелькает имя Настасьи Хрущёвой, невольно задаешься вопросом: «какой музыкальный узор будет на этот раз?». Этот узор оказался ожесточенно разорванным и затем заботливо склеенным. «То и это», возможно, скрывает в себе хорошо знакомую нам тему своего и чужого в культуре: серьезный европейский рояль пытается что-то высокопарно растолковать ударному инструменту дарбуки, разговаривающем на совершенно ином языке. Парадоксально и непримиримо — очень в духе композитора.
Завершающая композиция «Пряность» Алексея Глазкова, одного из кураторов МолОт-школы —очередной привет архаичному востоку, однако без каких-то явных традиционных мотивов, зато с причудливым тембровым окрасом и гремучей смесью из горького, кислого, острого и немного сладковатого. Вот-вот, и откуда-то появится Маугли.
На концерте-закрытии МолОт-школы ловко смешались языки и культуры, причем как музыкальные, так и национальные, но при этом пришло понимание, что современная академическая музыка не может быть вписана ни во временные, ни в пространственные рамки — она космополитична и может трактоваться словами, числами, предметами, да чем угодно.
Текст: Аксинья Миронова
Фотографии предоставлены пресс-службой МолОт-Школы