«Гроза» разразилась в Балтдоме

«Гроза» Александра Созонова погружает нас в мир альтернативного будущего, при этом сильно напоминающего наше сегодня. Но любовь стара как мир. Любовь вечна.

21 ноября в рамках фестиваля Балтийского дома «Вперед к Островскому» прошел показ сахалинского Чехов-центра «Гроза».

Премьера сказки-антиутопии по мотивам одноименной пьесы Островского состоялась осенью 2018 года. Такой жанр определил своему детищу режиссер Александр Созонов. Он уже не новичок на сахалинской сцене, в копилке театра сейчас четыре его работы. Спектакль был участником многих фестивалей, а также был номинирован на национальную театральную премию «Золотая маска» в пяти категориях и вот, наконец, добрался и до Санкт-Петербурга.

Чтобы комфортно погрузить зрителя в созданный им мир альтернативного будущего, Созонов начал спектакль с информационной справки, которая проецируется на сетку на переднем плане сцены, вроде начальных титров в «Звездных войнах». Оттуда мы узнаем, что действие происходит в городе Калинов на берегу Волги в далеком 2159 году. История осталась нетронутой, а год в данном случае лишь условность. На наших глазах разыгрывается история любви кроткой замужней Катерины и Бориса, который недавно переехал из Москвы. После того, как все узнают об этой связи, Борис отправляется в ссылку, а Катерина совершает самоубийство.

В сценографии, которую создала художница из Москвы Алина Алимова, нет отсылок к фантастическому будущему. Оно скорее созвучно нашему настоящему. К примеру, сцена диалога Варвары и Катерины происходит в супермаркете, на пороге которого барыня в образе демонессы исполняет монолог о красоте. Под руки ее уводят лакеи-красавцы, разодетые так, что идеальное место для них — сцена ночного клуба. А после антракта перед зрителем разворачивается митинг с транспарантами. В нем участвуют жители Калинова: инвалиды, алкоголики, священник и даже говорящий медведь, играющий на аккордеоне. На транспарантах неожиданное, например «Жена — чтобы бить».

Созонов решил разделить сцену на две части: прозрачная мелкая сетка, которая время от времени опускается, разделяет передний и задний планы сцены. Благодаря этому кажется, что действие за сеткой визуально происходит в ином пространстве, а зрители из зала подглядывают за жизнью героев. Это придает спектаклю кинематографический эффект, который усиливается от использования артистами видеокамеры и мобильного телефона. Задник сцены также практически постоянно задействован: на него проецируются фотообои и видеоролики, добавляющие атмосферности происходящему. Правда, сцена Чехов-центра очевидно меньше сцены Балтдома и обжить пространство удалось с трудом, что немного нарушало целостность восприятия рисунка спектакля.

Также нельзя не сказать о музыке, которую для спектакля написал Иван Кушнир (Санкт-Петербург). Музыкальное оформление имеет настолько важное значение, что кажется чуть ли не персонажем.

В спектакле множество ярких, запоминающихся и наполненных образов. Нет лишних персонажей, все на своих местах и все — единый, цельный и слаженный организм.

Но, пожалуй, самый яркий и неожиданный — Кабаниха в исполнении Натальи Красиловой. Она строгая, даже жестокая - для всех, кроме дочери Варвары, с которой они на равных. Нарочитую, но непошлую сексуальность она демонстрирует своему любовнику Дикому, не скрываясь от посторонних взглядов. Она молодая, властная, своенравная и очень харизматичная женщина. О Диком, на роль которого экстренно за один день ввелся Юрий Беляев, стоит сказать отдельно. Властный и постоянно орущий на всех Дикой рядом с Кабанихой превращается в нечто совершенно безвольное, податливое.

Под стать ей и дочь Варвара (Алиса Медведева). Она напористая, энергичная, решительно управляется с делами семейного бизнеса. А после придается разгулу с своим любовником Кудряшом (Руслан Алямшин). Этого персонажа режиссер решил сделать цыганом.

Сцена гуляний была решена режиссером полуобнаженным танцем, в котором приняли участие практически все артисты, занятые в спектакле.

Со стороны за жизнью в Калинове наблюдает Феклуша (Анна Антонова). Она не вовлечена в жизненные процессы города, но на всё с большим интересом смотрит. Когда она становится случайной свидетельницей интимной встречи Кабанихи с Диким, кажется, что она смотрит свой самый любимый сериал, сидя дома с попкорном. А ее монолог о течении времени и беге людей заставляет остановиться, задуматься и понять, а я то куда бегу, а главное зачем.

На общем фоне очень выделяется Катерина (Алла Кохан). Алла создала образ тонкой душевной натуры Катерины очень искусно: ты веришь ей сразу и безоговорочно. Понимаешь, что она просто не могла поступить иначе. Интересно наблюдать, как ее образ раскрывается на протяжении спектакля. На людях она играет покорность, лишь в общении с Варварой раскрывается и показывает свой нрав. Весь спектакль Катерина ведет непрекращающуюся внутреннюю борьбу, в которой в итоге проигрывает. Но точно также проигрывает борьбу и Борис (Виктор Крахмалев). Персонаж Виктора получился рефлексирующим, очень эмпатичным, чутким и любящим. Благодаря этой трактовке персонажа любовная линия между героями проходит сквозь весь спектакль, не обрываясь на сцене прощания.

Текст: Ася Подгурская 

Фото: Сергей Красноухов

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения