Эмигранты

Речь пойдёт не о пьесе Мрожека, а о спектакле Романа Габриа "Любовь и Ленин" (2015 год). Для меня это сон, в котором люди ищут свое место и близких людей очень далеко от дома. Актёры Ксения Морозова (Надежда), Марина Даминева (Инесса), Василий Щипицын (Владимир) и Илья Борисов (все остальные персонажи: то неизвестный человек с оружием, то Максим Горький, то мим, эмигранты ведь оказались во Франции) показывают бытовые, непарадные сцены из жизни Ленина. Неожиданно и странно видеть его человеком и Ильич как будто сам удивляется этому - что он жив. Но иногда всё же герой застывает неподвижным памятником, будто под влиянием тёмной магии. Он становится таким, каким мы привыкли его видеть - символом.

Ленина любили две женщины, и в этом странном союзе-треугольнике почти нет пошлости (по меркам Габриа), только семейные обеды под разговоры о культуре и общественном устройстве. Надежда - верная боевая подруга, иногда она начинает говорить так, словно выступает на митинге, а потом становится вновь тихой любящей женщиной, которая ведёт быт, поддерживает мужа во всем, строит из разрозненных кирпичиков привычную реальность посреди сумбурного суетного мира, всегда готового к войне. Инесса - экзальтированная красавица, она думает о правах женщин, носит роскошные наряды и может вдруг подарить поцелуй, а потом будто испугаться этого и упорхнуть.

"Любовь и Ленин" - очень красивый спектакль. Софиты иногда внезапно озаряют сцену красным революционным светом, но он быстро гаснет. Художник Сергей Новиков делает дом эмигрантов аристократическим местом, с роскошной мебелью и изысканной посудой. Все вещи в спектакле дышат своей собственной историей.

Как во всех спектаклях Романа, здесь есть юмор. "Мы ведь так хорошо сидим. Володь, давай не будем о политике" - говорят вождю революции другие собравшиеся. Но все равно, как и во всех наших разговорах с друзьями и близкими, речь заходит о политических событиях. "Ненавижу этих либерастов" - кричит Ленин. Вполне современная риторика.

Но спектакль ещё и щемяще-грустный. Сердца его героев стучат невыразимой тоской по Родине, то и дело гремят поезда, которые не отвезут их домой. По вечерам они читают "Евгения Онегина", чтобы не потерять связь с родной культурой. Мои друзья-эмигранты говорят, что уже не знают, где их дом, он не там и не здесь. Я сразу вспоминаю Бродского на чемодане, и чемодан Довлатова, в котором он случайно увёз дурацкие важные вещи, связывающие его с прошлым. Ближе к финалу герои отмечают Новый год. И говорят: "Ничего хорошего нас в нём не ждёт. Будем счастливы". Это отражает и наше настроение в финале 2023 года. Держимся.

Текст: Алла Игнатенко

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения