Дядя Ваня. Надо всем верить, иначе жить нельзя

Более 300 раз сыграли спектакль “Дядя Ваня” в театре им.Вахтангова. Постановка Римаса Туминаса живёт, дышит и наполняет нас той неповторимой чеховской светлой грустью уже 14 лет. Нельзя с точностью отнести этот спектакль к академическим или модернистским. Спектакли Туминаса живут по своим правилам, в особых координатах. Внешне они маскируются под узнаваемые, однако же режиссёра больше интересует внутренняя жизнь персонажей, чем их поступки. Гротеск, юмор, неожиданные интонации, гармония и красота сценического пространства, ничего лишнего или пустяшного, только главное и важное предстаёт перед нами в своей красоте ясности и простоты.

В этом спектакле давно знакомый текст Чехова будто скинул с себя оковы штампов и многочисленных постановок. Здесь не будет томного летнего чаепития и бесцельного фланирования по сцене. Чай здесь выплёскивается, такая вот страсть охватывает героев, выстрелы звучат в упор в подставленную грудь. Любовь очищена от всякой пошлости обстоятельств, нежная и страстная.

Уют и запущенность усадьбы Войницких показаны в аскетичной, но весьма символичной сценографии: одинокий усадебный лев, разномастные стулья, верстак, заваленный стружкой и столярными инструментами, большой древний кожаный диван. Всё старое, знакомое, как и сама пьеса. Но на этом всё привычное заканчивается, дальше идёт свежий, будто заново прочитанный Чехов. Мы видим не персонажей, а людей в высшем проявлении их чувств. Каждый получит момент прозрения, ему откроется своя правда жизни.

Дядя Ваня (Сергей Маковецкий) здесь преодолевает свой инфантилизм, мы застаём его в моменте “сепарации от родительницы”. Бунт этого светлого, немного наивного человека, который открыл для себя весь этот мир - любовь к красивой женщине, собственное призвание в жизни, силу поступка. Он вдруг начал жить. Профессор Серебряков (Владимир Симонов) похож на огромный пароход, который величаво вплывает в усадьбу в сопровождении своей свиты — молодой жены, маман и юной дочери. Весь такой цельный человек по ночам превращается в неврастеника, мучающегося от боли и бессонницы. Он бродит в длинной ночной рубашке и бешено смотрит на всех. Елена Андреевна (Анна Дубровская) совсем не похожа на красивого и пушистого хорька, она умна, добра и несчастна. Она не отчаялась, а лишь сожалеет, что любовь была “ненастоящая” и она обманулась. Астров (Владимир Вдовиченков) здесь не циничный сердцеед, а "одинокий волк прерий", который хочет любви и тепла. Любовь его не мимолётна, она пропитана настоящим чувством. Соня (Евгения Крегжде) внешне хрупкая гимназистка в соломенной шляпке, но в её голосе звучит металл и взгляд прожигает насквозь. Она точно знает, надо тянуть лямку, чтобы вытащить дядю Ваню, и бабушку. Нянюшка (Любовь Корнева) живёт вольной и весёлой жизнью, говорит, что есть на душе, поступает как хочет. Маман (Людмила Максакова) вся поглощена брошюрами и профессором, является его оруженосцем. Это эмансипированная и сильная женщина с чувством благоговения прижимает к груди рукописи и портфель профессора. Её вовсе не заботит кризис идентичности, который проходит сын. Погогочут гусаки и перестанут.

Смотреть на то, как герои ищут настоящих себя, интересно, трогательно и смешно. Этим людям хочется сопереживать. Что они в итоге обретут после всех страданий? Герои поймут все про себя, и то, что нельзя выскочить из колеи жизни. Чехов оставил им слабую надежду, главное — пережить зиму.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения