Zal Juglar: у Петербурга есть его магия

Zal Juglar знаком петербуржцам вот уже десять лет: путешественник-музыкант из Буэнос-Айреса регулярно появляется у нас с концертами в клубах, ресторанах, просто на улицах и на фестивалях. Неисчерпаемая энергия улыбчивого исполнителя известных песен Латинской Америки завоёвывает сердце с первых звуков, а если узнать немного больше, оказывается, что перед вами еще и джазмен, и поэт и автор собственных песен, философ и даже художник. Амплуа уличного артиста – Чепмен-стик, гитара, голос; при этом Заль играет в коллаборации с музыкантами из самых разных городов мира в рамках нескольких стилевых направлений – и вне их.  Сейчас наступает зима, и вскоре аргентинец покинет наш город, но 13 декабря его можно будет услышать в JFC Jazz-Club с новой программой, а пока мы встретились и поговорили о городах и людях, об искусстве и восприятии.

Как связаны имена Заль Хуглар и Гонсало Мояно?

Правда в том, что Zal Juglar — это альтер-эго. Juglar означает что-то вроде «менестрель». Я использую имя Гонсало Мояно лишь иногда, обычно, когда хочу играть музыку, ориентированную на другую аудиторию, возможно, более связанную с фри-джазом, свободной импровизацией, «авангардом» и тому подобными вещами. Но часто возникает некая «коммуникативная неразбериха» и при игре, например, «фри-джаза» кто-то хочет услышать, как «Zal Juglar» поет «Hasta siempre Comandanter», поэтому приходится объяснять, что "Juglar" «отдыхает», и это еще один тип концерта, на котором играет GonZaLo Moyano.

Недавно ты сказал, что Санкт-Петербург — это один из тех городов, по которым ты больше всего скучаешь. А что ещё это за города?

Буэнос-Айрес, Тукуман (тоже в Аргентине), Сан-Паулу в Бразилии, и Пасто в Южной Колумбии. Картахена - тоже в Колумбии. Но, начиная говорить о городах, по которым я скучаю больше, понимаю, что это не один-два или три города, а десять - двадцать. Но Санкт-Петербург здесь - сразу после Буэнос-Айреса.

Чем Петербург так “цепляет”?

Я думаю, у Петербурга есть его магия. Это старый город, конечно, и здесь было много главных событий в истории России и мира. Например, время революции 1917 года — это было одно из главных событий в мире. Если мы смотрим историю в перспективе диалектики Маркса и Гегеля, то это главный в мире город революции. Я как-то чувствую, что в каждом городе живут некие “фантомы”. И неким образом, когда ты живешь в городе, то ты живешь и в прошлом этого города. Помню, когда я читал “Преступление и наказание” в Питере - связь с историей укреплялась в бытовой среде, отсылающей к городскому пейзажу книги. Когда мы читаем, в любом случае бывает соединение с писателем, что тоже можно рассматривать как отношения с “фантомами”.

Я ожидала, что ты заговоришь об архитектуре, потому что всем, как правило, нравится, как выглядит Петербург, а оказывается, что история важнее, что важнее прошлое и культурная жизнь города, чем форма?

Да, потому что для меня более естественно соединять что-то абстрактное, чем конкретные вещи. Конкретные элементы я, конечно, вижу, - такие, как архитектура или природа, река, море. И чувствую. Погода мне нравится - экстремальная. Мне нравится, когда зимой снег, и в такое темное время снег становится светом. В городах Европы тоже много интересного, и есть такой же снег, но в Питере есть его магия. Тут и Ленин, и Достоевский, и Балабанов, и АукцЫон, - у всех этих элементов есть что-то общее, темное и одновременно уникальное, значительное для всех, кто начинает взаимодействовать с этой энергией. В Аргентине был писатель, находившийся под сильным влиянием Достоевского, это Роберто Арльт. Таким образом, определенная поэтическая плотность, присущая танго и этому роду литературы, совпадает с некоторыми элементами петербургской атмосферы. Помимо того, что оба являются портовыми городами

Есть люди, которых не интересует определенная энергия, география, история. То же самое с Латинской Америкой. Практически полностью индустрия Голливуда показывает версию истории только с точки зрения пропаганды североамериканского государства. Поэтому они показывают, что в Латинской Америке есть только наркобароны и т. п., что там все либо преступники, либо бездельники. Разные клише, предрассудки обедняют восприятие. Хорошая литература, наоборот, помогает. Например, есть тенденция: магический реализм интерпретирует мир немножко сквозь призму латиноамериканских писателей. На мой взгляд, через эту призму смотреть на мир интересней, чем сквозь Голливуд. Голова работает иначе, когда приходится фантазировать о местах, где ты никогда не был, через текст, чем через бомбардирование стимулами, которые создают такое кино.

До сих пор у большинства людей западного мира представление о жизни в России очень далеко от реальности. Но есть люди, которые хотят открывать для себя мир не как туристы. Это путешественники, которые хотят чувствовать его, погружаться в реальность другого города, страны, постепенно понимать эту реальность. Так вот, чтобы соединять себя с другими городами и странами, нужно быть достаточно открытым и без предрассудков.

Если сравнить 2020 год, время пандемии, которое застало тебя в Питере, и этот год, когда ты снова вернулся сюда, что изменилось?

Для любого человека постоянно все меняется. Для меня отношения с городом становятся более глубокими каждый раз. У меня уже есть ностальгия в Питере - есть разный Питер: тот, в котором я был раньше, 10 лет назад, есть старые друзья, и есть время пандемии - очень особенное. Но сейчас тоже особенное время, этот новый “железный занавес”. Мир движется к новой полярности, все меняется. Уже время пандемии напомнило нам, что мы смертны, и что нужно ценить время и пространство. Но я всегда замечал, что люди в Питере умеют соединять себя с городом и природой. В этом городе есть баланс между этими элементами. Если же говорить о конкретных изменениях за последние три года… К примеру, на улице Декабристов появился памятник Блоку, и этот памятник мне очень нравится.

Гете называл архитектуру онемевшей музыкой. Допустим, что музыка — это живая архитектура. Если бы ты играл архитектуру, что это было бы?

Это хороший вопрос. Иногда это могла бы быть эклектика. Иногда - барокко. Есть некоторые места, где возможно отпустить фантазию, сознание, как в сюрреализме. Тогда появляется что-то между постройками Гауди и Касапуэбло в Уругвае, и архитектурой Сесара Пелли. Наверное, это не всегда видно, но именно когда я играю мою авторскую музыку, в ней есть сюрреализм, и есть что-то темное (в текстах). К примеру, у Кастанеды тоже есть эта темная концепция. Наверное, как Лавкрафт или Эдгар Аллан По. У них тоже есть что-то темное, но красивое. И Босх мне очень нравится с детства. Другой пример - художник Гигер, знаменитый своей работой над фильмом “Чужой”. Он иллюстрировал Лавкрафта. Его картины настолько ужасны и красивы одновременно. Все это меня вдохновляет записывать мою авторскую музыку. А также какое-то мистическое видение жизни и любящий взгляд, конечно. Сейчас я записываю альбом, и во многих песнях будет что-то на русском, что будут петь другие люди.

На концерте 13 декабря в JFC прозвучат эти песни?

Да, по крайней мере, 4 песни авторские новые будут. Честно говоря, они ближе к арт-року.

Беседовала Анна Рыбалка

Фото: Мария Дмитриева

Отзывы

Комментариев: 1

  1. Наталия

    Прекрасное, интересное интервью! Благодаря таким людям, как Заль Хуглар и Гонсало Мояно :) , продолжаешь верить, что жизнь не стоит на месте, и границы все еще можно пересечь, и люди на разных континентах так похожи…

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения