Я просто Иван Капорин. Даже не Иван, а Ваня

В среду, 8 ноября, "Прекрасные дилетанты" устраивают иммерсивный спектакль-читку "Залечь на дно в Брюгге" на новой театральной площадке "Где театр?". Этот проект - не только Ваня Капорин (не обращайте внимания, это наша с ним шутка. Да, у нас есть прошлое), но именно с Ваней мы пообщались вечером понедельника, переходящим в ночь. О чём? О любви, дружбе, свободе и праве выбирать.

Ваня: Начну с того, что я эмоциональный человек, но очень косноязычный. Всё то, что я говорю, может быть не подкреплено хорошим правильным словом, но оно имеет место быть.

Расскажи про читку.

Всё началось с того, что мы придумали своё творческое объединение "Прекрасные дилетанты". Основная мысль была, что мы не хотим привязываться именно к театру. Мы хотим делать разное: и читки, и спектакли, и, может быть, какие-то выставки. Люди часто делают читки театральных пьес, это довольно популярно у нас в Петербурге. И мы подумали: никто ведь не делает читки по киносценариям, начали вспоминать фильмы, которые очень любим, и остановились на Мартине Макдонахе. Мы им активно занимались во время учёбы на курсе, Галина Ивановна Бызгу давала нам по нему отрывки делать. Макдонах - один из самых крутецких ирландских драматургов, мы вспомнили фильм "Залечь на дно в Брюгге" и решили найти ребят, которые будут заинтересованы в этом. Мы не хотим делать скучную читку, мы наполним её смыслами, акциями, красивыми визуальными вещами, эффектами, отсылками. Где-то читка будет превращаться в спектакль. Мы отложим листы с текстом и станем говорить конкретно со зрителями. Зритель будет участником читки, он сможет сыграть в ней свою интересную роль. Таких ролей несколько, штук шесть.

Играть спектакль "Залечь на дно в Брюгге", мы решили, не стоит. Потому что это киносценарий, а не театральная пьеса, и лучшего жанра, чем читка, для этого произведения не найти.

Не все актёры, занятые в читке, мне знакомы. Знаю тебя, Юру, Макса, Ваню Вальберга. Про остальных расскажи.

Даша Чехова училась с нами на курсе, играет сейчас в БДТ, Могучий премьеру с её участием выпускает. Даша потрясающая. Когда мы думали про Хлою, то долго ломали голову и поняли, что никто лучше Даши не сможет это сделать. В ней удивительное сочетание красоты и безбашенности, а эта редкая данность идеально подходит для Хлои.

Ещё у нас есть Ваня Савинов. Я очень рад, что мы нашли этого человека. В "Залечь на дно в Брюгге" есть персонаж, которого зовут Джимми - он карлик, киноактер. Мы поняли, что если найдём такого актёра, это даст нам огромный прорыв. Мы долго искали, но артисты отказывались или заламывали огромные цены. А Ваня очень заинтересовался, сразу стал спрашивать: "Как голос подавать? Как это всё будет происходить?", взял пьесу домой, начал репетировать. Он не актёр, участвует в нескольких проектах, но контакта в театре со зрителем у него ещё не было.

Ваня Ивашов учился с нами на курсе Бызгу, ушёл со второго курса и начал активно сниматься в кино. Сейчас выходит фильм Попогребского "Самая большая луна", он там главную роль сыграл. Ваня будет играть Гарри, психа-босса, он даёт нам указания, мы его слушаемся.

Лера Ермошина - тоже наша прекрасная однокурсница, играет сейчас в Драм. Площадке СТБ. Она исполнит роль Мари - беременной хозяйки гостиницы, где останавливаются Рэй и Кен. Мы решили, что Мари, которая гладит свой живот всё произведение - это протопип богородицы. Главная тема в "Залечь на дно" - дети и жизнь, то, насколько важно сохранить жизнь себе и детям, вопрос: что такое жизнь и смерть? Можно ли переродиться и начать жизнь заново, без убийств и гнили, которая происходит вокруг?

Юра Дементьев играет две роли: Эрика, парня Хлои, которого она в процессе бросает. И ещё он играет Юрия, парня, занимающегося оружием. Он сначала даёт оружие Кену, чтобы он убил Рэя, а потом даёт оружие Гарри, чтобы он убил Кэна. Там сложная замута: все друг друга хотят убить, но сохранить жизнь ребёнку. Макс Сапранов играет Рэя, я - Кена, Ваня Вальберг - самого Мартина Макдонаха. Он будет читать авторский текст и от него будут зависеть все звуковые вещи. Мы решили, что, когда в тексте происходят убийства, "стрелять" будет Ваня, то есть автор.

Я довольно давно пыталась посмотреть фильм и не пошло. Мне показалось, тёмная противная мачистская история. Получается, я была неправа?

Когда читаешь текст, сталкиваешься с вещами, на которые в фильме, где всё в лоб даётся, ты не обращаешь внимания. Тебе вдруг открывается тема, ты начинаешь видеть смыслы и что хочет сказать автор. Тема войны там есть, тема любви, в том числе отца к сыну. Взаимоотношения Кена и Рэя - это по сути отношения отца и сына. Они друзья, но мой персонаж присматривает за Рэем, опекает его. Когда Рэй в депрессии, я его вытаскиваю. Я ему говорю: "Давай ты перестанешь заниматься чушью. Давай я тебя отпущу на свидание вечером, а ты будешь слушаться меня днем".

Эта читка - разовая акция или вы будете продолжать?

Посмотрим, как зайдет. Мы идём от зрителей, от того, понравится им или нет. Мы сделаем всё, чтобы им понравилось, хотим создать атмосферу средневекового города Брюгге, одного из самых хорошо сохранившихся городов Бельгии, атмосферу его парков, мостов, каналов. Я сейчас живу в центре города, на Сенной, часто гуляю по набережной канала Грибоедова и очень вдохновляюсь этим местом. Для меня это Брюгге, передо мной открывается средневековый город. Петербург немного приедается, а потом начинаешь читать про другие города и понимаешь, что наш тоже очень красивый. Он, как и Брюгге, построен на болотах.

Почему вы выбрали площадку "Где театр?"?

Что нас привлекло - это два готических окна, которые находятся на этой площадке. И там мягкие красные сиденья, как в кинотеатре. Поэтому с точки зрения киносценария это место подходит идеально. Лестница, которая ведёт как будто на колокольню - это тоже туда. На колокольне в произведении многое завязано: на неё поднимается Кен в самом начале и с неё спрыгивает Кен в самом конце.

"Залечь на дно в Брюгге" - второй проект "Прекрасных дилетантов" после "Караваджо"?

Да. "Дилетанты" - наши совместные усилия с Максимом Сапрановым. Когда мы начали с Димой Крестьянкиным репетировать "Красный фонарь", мы поняли, что очень друг другу творчески подходим, додаем и творческую энергию, и дружескую, накидываем и развиваем, и нам это даётся очень легко. Из этого родилось движение "Прекрасные дилетанты". Прекрасными дилетантами мы, когда учились, называли актёров из "Сна в летнюю ночь", так и называлась наша проба для Шекспира. Это название прижилось, а позже я узнал, что у БГ есть песня "Прекрасный дилетант", не мы первые это придумали. Но нам понравилось это название, потому что мы дилетанты, всё делаем легко, без напряга. На нашем логотипе осёл: это тупость, упрямство, но ещё милота и красота.

"Красный фонарь" многие считают лучшим спектаклем прошлого сезона. Когда вы его делали, было понятно, что это бомба?

Когда с Димой что-то делаешь, всегда есть ощущение, что будет что-то интересное. Но я не ожидал такого фурора, что о "Фонаре" будет говорить весь Петербург - это ведь камерный спектакль в Театральном музее. Процесс создания постановки был великолепен. Драматург Алексей Синяев вместе с режиссером написали и скомпоновали гениальный текст, который соединился с нами, двумя артистами. Мы учились вместе и отлично чувствуем друг друга. Мы дополняем собой классную драматургию.

История театра встретилась с молодостью и дерзостью.

Наша энергия и энергия материала соединилась в этом спектакле.

Про что для тебя этот спектакль?

Про бессмысленное повторение одних и тех же событий. В разной одежде и разных обстоятельствах, вот и всё. Очень хочется, чтобы что-то поменялось, чтобы через много лет мы сказали не: "Ну это как тогда", а "Ну теперь по-другому".

"Фонарь" номинирован на "Золотую маску", "Золотой софит". Насколько это важно?

Важно с точки зрения того, что, значит, это кого-то задело, в кого-то попало, в ком-то зародило мысль: "А может, это действительно так?". Я сомневаюсь, что люди приходят на спектакль и думают только вот так: "Ой какие классные артисты, как они живо играют, очень хороший спектакль". Там же не про артистов, это же история. Вообще советую всем начать заниматься историей, вспоминать что было. Я вот тоже начинаю сейчас потихоньку изучать историю, это дает очень много понимания. Мне кажется, что награды - это некий рубеж, это не столько важно, сколько просто хорошее дополнение к работе. И, может быть, возможность похвастаться перед друзьями и близкими. Если мы что-то и возьмём, то просто пойдём дальше. Главное - на этом не останавливаться.

Ты в курсе, что все театралки Питера разделились на два лагеря: кому больше нравится Ваня и кому Максим?

Да, слышал. Меня однажды кто-то сфотографировал в метро и написал: "Ничего себе, он в метро ездит". А где я ещё должен ездить? Я не какая-то там звезда, я просто Иван Капорин. Даже не Иван, а Ваня.

Раз мы про Диму заговорили, спрошу про "Ленина из Ревды". Это был шаг вперёд для Балтдома. Я ходила три раза.

Мне кажется, не все взрослые зрители Балтдома поняли, что за Ленин из Ревды. Хотя мы все прекрасно понимаем, что это не про Ленина и не про памятник. В спектакле один из героев даже говорит: "Этот памятник - любой маленький город нашей страны. Это грязь и ничего больше".

Этот спектакль про свободу выбора, возможность решать, как тебе жить.

Выбор - это вообще тема Димы Крестьянкина. Она его волнует и есть во всех его спектаклях. Мы про это и в "Фонаре" играем. В нашей реальности выбор ни на что не влияет часто, его делают за нас.

Вы с Димой уже работали, а как взрослые актёры Балтдома отнеслись к его режиссуре?

Не все, конечно, сразу понимают, что такое документальный театр. У меня была возможность заняться этим жанром: мы с Димой делали докспектакль-вербатим "Планета людей", для своего времени он был очень крутой. Мы его попробовали восстановить. К сожалению, не получилось, но, может быть, мы когда-нибудь его сыграем. Там есть очень сильные истории, которые сейчас бы выстрелили, взлетели бы в небо, как ракета.

Некоторые люди говорили про "Ленина", что это пока зачин и его нельзя назвать настоящим спектаклем. А я считаю, что он очень нужный и важный, он должен быть. Кто понимает, тот понимает.

Читала отзывы: "Почему меня должно интересовать мнение алкаша с пакетом?", и думала: "А почему он не может быть услышан?". Каждый человек может и должен высказываться, иначе что это вообще за отношение к людям?

Конечно. Нужно послушать этого человека с пакетом, и он, кстати, говорит очень конструктивно. Да, с ним можно во многом не согласиться, но то, как он ведёт мысль - это очень интересно. И в финале Серёга говорит: "Я ему про свет, а он мне за статую". Я считаю, в этом и есть Дима Крестьянкин. Вы мне за статую, а я вам про свет, я же про другое спектакль делаю.

"Пиковая дама" мне понравилась. Шла с опасением, а в итоге смотрела завороженно, очень красивый визуал, сделано интересно - экспериментальная постановка.

Я переживал, как зрители отнесутся к такому Пушкину. Я категорически не хотел играть мавра с бакенбардами. Я, как видишь, совсем не мавр, я антимавр. И решил играть не Пушкина, а человека, который постоянно проигрывает, борется с таким существом, как случай, и хочет понять, как выиграть, с кем для этого нужно договориться. "Судьба корыстная блудница, она с голодным не ложится". Я пытался найти характерность в его проигрышах: он пытается победить, но у него не получается. Он просит деньги у царя. Пушкин оставил долг в 120 тысяч, и после его смерти царь всё оплатил, эта историческая справка у нас есть в спектакле. Пушкин - сумасшедший игрок, который теряет над собой контроль, готов отдать последние перчатки, лишь бы отыграться, и именно это я и играю. Я рад, что появились хорошие отзывы, что люди приняли такого Пушкина.

Я боялась идти, потому что не знала режиссера - Наталью Индейкину. Она же ставит в Мюзик-холле?

Да, и она потрясающе играет в спектакле "Лерка" Андрея Прикотенко. С её режиссурой я впервые столкнулся в "Пиковой даме", она абсолютно безбашенная в хорошем смысле, пытается дойти до сути, включена на все сто процентов, каждую сцену доводит до идеала. Это было здорово, процесс выпуска "Пиковой дамы" мне показался очень интересным. Мой персонаж таким наполненным получился тоже благодаря ей. Я же не главный герой, а вкрапленный. И каждый раз, когда появлялся, я понимал, что здесь делаю. Некоторым артистам тяжело играть, когда у них нет никакого действия. Я всегда стараюсь себе придумать действие. Оно бывает либо внутри, либо снаружи.

Дехиар хорошо играет.

Он потрясающий и для него это прорыв. Ему пока не удалось в Балтдоме большую роль сыграть, и Герман для него - это возможность пройти по длинной дороге, понять, что такое сумасшедший человек. Фактически Пушкин и Герман очень похожи друг на друга, они оба теряют над собой контроль. Но при этом они разные, Герман - немец, который твердит, что главное - расчёт.

Интересно, что Герман ходит с циркулем. Я в статье написала, что циркуль очень пригодится, если нужно будет нарисовать на полу круг мелом, чтобы защититься от нечистой силы, как это делал Хома Брут. Режиссер сказала, что интерпретация интересная, но вообще задумка в том, что Герман относится к миру с математической точностью.

Кстати, Хому Брута я бы очень хотел сыграть. Да, циркуль - это путь Германа, он выверяет каждый шаг. Что он должен сделать, чтобы узнать тайну трех карт? Налево или направо ему пойти? Игра слов "налево - направо" часто появляется в спектакле. Я говорю: "Фараон - игра нехитрая. Упала карта направо - убита, налево - твоё счастье". Когда Герман попадает в дом старухи, у него тоже есть выбор: пойти налево и попасть к графине или пойти направо и не попасть. Я говорю: налево и он идёт. Получается, Пушкин становится причиной всей трагедии. Ведь именно он всё это и написал. Мне очень нравятся персонажи, которые могут повлиять на судьбу.

Ты ведь мне ещё "Зощенко" советовал посмотреть.

Да, очень хороший спектакль Андрея Прикотенко. Это про круг времени, коммунальную квартиру, очень похоже на наше гражданское общество. Коммунальная квартира копит деньги на дирижабль, это очень про сейчас.

Общага на крови, не все выдерживают.

Да, общага, и все люди с разными характерами, у всех свои проблемы. Кто-то выиграл деньги, кто-то кому-то изменил. Это про наш мир. Я в этом спектакле открываю рот один раз: "Товарищи, как вам должно быть известно, я состою в химическом обществе. Мы сейчас у себя имеем бытовые газы, дымовые шашки и тому подобную чертовщину. И я могу вам на родственных началах по пустяковой цене динамитный патрон всучить. Мы этот патрон положим в полено, а это полено заложим другими поленьями. Вор непременно его возьмёт, а дальше предоставьте дело технике". Это придумано, чтобы вычислить вора, который тырит дрова.

Это по разным рассказам Зощенко?

Да. Потрясающий автор, я на поступлении читал его рассказ "Грустные глаза".

В каких проектах хотел бы ещё поучаствовать?

Я буду играть в Комиссаржевке у Баргмана в премьере по Набокову, вместе с Богданом, Лизой Фалилеевой, спектакль выйдет в феврале. Думаю над своим пародийным шоу на ютубе, у меня хорошо получается пародировать людей.

Завершим наш диалог, как и начали, читкой. Почему стоит её посетить?

Чтобы хорошо провести время. Это классная история, написанная крутым драматургом и кинорежиссёром. Она будет сыграна классными ребятами из Петербурга, которые не сидят на месте и всё время что-то ищут и пытаются радовать зрителей атмосферой Брюгге и рассказом о двух наёмных убийцах, которые оказались на дне. Приглашаем вас на читку 8 ноября, в 7 вечера, Арсенальная набережная 1, "Где театр?". Обещаем хорошее настроение. Обещаем, что вы станете частью спектакля и это прекрасно. Мы начинаем развивать хештег "Дилетанты". Дилетанты в читке, дилетанты в спектакле, дилетанты в кино, дилетанты в театре, дилетанты в Брюгге и дилетанты в жопе. Потому что из 120 мест продано 20. Приходите. То, что мы дилетанты, не должно вас остановить.

Беседовала Алла Игнатенко

Фотографии Натальи Тютрюмовой, Оксаны Ивлевой

Отзывы

Комментариев: 2

  1. Татьяна

    Спасибо за интервью. А Ване желаю и всем дилетантам сохранить свою юношескую открытость ко всему новому, нестандартному и к нам к зрителям.

  2. Марина

    Отличное интервью! Интересное! И никакого косноязычия, о котором Ваня говорил в самом начале. Прочитала на одном дыхании!!
    Один момент — не все театралки города разделились на 2 лагеря — Иванофилы и Максообожатели. Совсем нет — мне нравятся оба! Ну, и Крестьянкин тоже!!!!
    Спасибо за интервью!!!

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения