«Я вижу, как тебе надо»

Премьера спектакля «Миф о Светлане» в НДТ состоялась в октябре 2022.
Режиссёр Мария Скачкова, художественный руководитель постановки Лев Эренбург, художник Екатерина Барышникова. 

Дочки-матери - излюбленная игра с самого детства, всем нравится чувствовать себя достаточно взрослыми для того, чтобы не только самостоятельно принимать решения, но и другому подсказать, научить, как и что нужно делать. Но что случится, если навсегда остаться в роли дочери, которая не знает, как ей самой надо? Как набраться смелости и выйти из этой опасной для взрослой жизни игры, и возможно ли это? Спектакль «Миф о Светлане» не даёт готовых ответов и не занимается нравоучениями. На примере созависимых взаимоотношений дочери Светки (Нина Малышева) и Матери (Мария Семёнова) он лишь дает возможность зрителю увидеть, к чему может привести слияние двух, пусть даже самых близких и любящих друг друга, людей, и самостоятельно сделать выводы.

«Миф о Светлане» поставлен по мотивам одноименной пьесы Елены Греминой. В действующих лицах самой пьесы прописаны Мать и Дочь, далее в самом тексте появляются другие герои: сестра Светы Алла, Лёша Быханов - возлюбленный Светы, Таня - школьная подруга Света и др. Спектакль, важно отметить, поставлен именно по мотивам пьесы, что открывает для авторов спектакля большое поле для импровизации «на тему» - появляются новые эпизоды, подробности жизни главной героини, обретают голос и становятся более заметными некоторые «немые» герои пьесы. Серьезному изменению подвергается только фигура сестры главной героини - она, в отличии от некоторых героев, наоборот, теряет свой «голос». В самом спектакле ее зовут не Алла, а Таня, авторы спектакля в ее образе смешивают судьбы двух героинь пьесы: Тани - подруги Светы и Аллы - ее сестры.

В сценическом воплощении материал пьесы Елены Греминой выглядит гораздо более подвижным, а его действующие лица понятнее и живее, события из воспоминаний героев переносятся в «здесь и сейчас»: в тексте пьесы Света со своей мамой сидят, монотонно перебирают вишню, находятся в бесконечном диалоге, в спектакле же они заняты действиями, а не разговорами.

Связь мамы и дочери болезненная, попытка Светы уйти, уехать, сделать что-то так, как хочется ей самой, сопровождается истошными криками мамы, болями в сердце или желудке. Тонко и точно сыграны эти эпизоды актрисой Марией Семёновой - с одной стороны смешно смотреть на это, с другой - становится больно и грустно. Понятны и близки и чувства Светки - она и сама понимает, что все мамины приступы - это психосоматика - мама сама себе давно внушила и поверила, что не может жить без дочки, без ее помощи, без ее послушания, от этого эмоциональная боль от разделения превращается в физическую. Но страшно то, что физическая боль реальна, она не придумана, как уйти от мамы и начать жить самой, если ей ТАК больно? Моменты, когда маме и дочке вместе хорошо, мимолётны - они происходят тогда, как мать принимает свою дочь такой, какая она есть, без попытки переделать ее — вот они вместе едят что-то прямо из кастрюли, вот нелепо кружатся по комнате. От понимания того, что могло быть так - легко и счастливо - становится ещё больнее от практически непрерывного взаоимомучения.

Все мужчины, появляющиеся в жизни Светки, обозначены Е. Греминой - автором пьесы - как «Тень», есть только их имена, а самих личностей за этим «названиями» нет. Эти фигуры Теней безмолвны, как будто нереальны, они нарисованы воображением Светки, у них нет лиц. Е. Гремина даже прописывает ремарку: «В жизни ДОЧЕРИ мужчины оставались тенями, призраками, которых она себе сама создавала». В спектакле, в отличии от пьесы, мужчины вполне осязаемы, они приобретают конкретную форму, воплощённую актером Дмитрием Честновым. Возлюбленный Светки со школьной доски - Лёша, алкоголик Вадик, отец Светки - герои неловкие, нескладные на первый взгляд, на самом деле достаточно коварны. Они очаровывают своими словами, кажутся безобидными и даже трогательными, а после своего исчезновения оставляют горькое неприятное послевкусие предательства и обмана. Моменты весьма своеобразного счастья Светки рядом с этим мужчинами не окупаются тяжелым «похмельем» после расставания.

Герой Леша - важная фигура в жизни Светки, он становится тем триггером, который в спектакле как бы запускает конфликты между матерью и дочкой. Ещё одна важная функция этого героя - именно в сценах с Лешей становится отчётливо заметно: Света - такая же, как и ее мать. Она манипулирует чувством вины, транслирует двойные послания, строит неосуществимые ожидания к окружающим - ее должны понимать без слов. Такое сходство понятно - первые взаимоотношения ребенок выстраивает со своими родителями и уж затем со всем остальным миром. Невероятно сложно избавиться от паттернов поведения, которые годами закладывались в родительском доме. Возвращаясь к роли Леши в жизни Светы, важно отметить - каждое его появление на авансцене перед выезжающим «занавесом» (которым служит сначала табло отправления поездов, затем свадебная белоснежная занавеска, потом сохнущее на веревке белье) является предзнаменованием нового этапа в жизни главной героини - Светки. Таких эпизодов четыре:
1. Лёша - юнец-абитуриент на вокзале, ждёт Светку, но мама не отпускает ее в большой город.
2. Лёша - жених, он женится на сестре Светы - Тане. И Света, и мама плачут на кухне, вместе заедают горе - неслучившуюся историю любви.
3. Лёша - молодой отец, пытается успокоить первенца, который непрестанно плачет. Таня пытается забыться в связи с алкоголиком Вадиком, мама не одобряет.
4. Лёша - многодетный отец, его выгнала жена из дома за то, что он напился, зато приняла в свои объятья Света, но ненадолго - мама вернулась с дачи раньше положенного.

Время идёт, а в жизни Светки ничего не меняется. Только по переменам в жизни Леши становится возможно заметить, что время неумолимо идёт вперёд. Света остаётся несчастной в любви, в профессии. Желая угодить маме, она так и не обнаруживает себя в своей же жизни.

Единственное, что, возможно, выгоднее представлено в оригинале пьесы, чем воссоздано на сцене - образ сестры Светы. Авторы спектакля сестру главной героини поселили в тот же город, что и ее саму, возможно было бы лучше оставить сестру где-то там, далеко, как это и прописано драматургом Еленой Греминой. В самой пьесе сестру Светки зовут Алла, она приезжает в город редко и ненадолго, пишет письма, финансово поддерживает маму, она обрела семейное и профессиональное счастье. И Лешка женится вовсе не на сестре Светы, а на ее подруге - Тане. В сценическом же воплощении текста Елены Греминой фигуры Тани и Аллы микшируются, от этого пропадает выгодное противопоставление двух сестёр. Фигура сестры Светы теряет свою независимость, смелость, дерзость. Она соглашается выйти замуж за Лёшу, возлюбленного сестры, не очень-то привлекательного и уверенного в себе человека, не замечает измен мужа, остаётся жить в небольшом городке. Такое распоряжение судьбой сестры Светы как будто бы не даёт зрителю надежду на то, что даже в доме у тоталитарной матери возможно вырасти психологически здоровым и зрелым человеком, хотя как ни крути - сепарация - двухсторонний процесс и зависит и от ребёнка тоже. В пьесе прописано - сестре Светы мама тоже пыталась запретить переезд в другой город, а она взяла и уехала, без чьего-либо дозволения стала счастливой. В сценическом же воплощении пьесы сестра главной героини как будто также «недо»счастлива, как и другие женщины ее семьи. Возможно, авторы спектакля и преследовали такую цель? Мнение о том, что с мамой, не жалующей перерезать пуповину, целостной сильной личностью не стать никакими усилиями, тоже имеет место быть, хоть и спорно.

Спектакль «Миф о Светлане» для тех, кто когда-то был ребёнком или является/собирается стать родителем. Он важен для понимания самости, для обнаружения себя, своих желаний в отношениях с самыми близкими людьми.

Текст: Татьяна Савицкая 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения