Спектакль «О любви и о дружбе» был поставлен Родионом Юрьевичем Овчинниковым в 2009 году со студентами, которые на тот момент обучались на третьем курсе высшего театрального училища имени Щукина.
На афише изображено семеро актеров, четверо из которых мужчины, а трое – женщины. Так же и по фотографиям с прошлых спектаклей видно, что актеров-мужчин столько же, сколько мужских ролей в спектакле - то есть четверо. Почему на сцене оказалось их всего трое – загадка. Но становится понятным, что актер, исполняющий две роли — это не художественное решение, а необходимость, обусловленная неизвестными факторами.
Сам спектакль представляет из себя монтаж трех историй, следующих друг за другом – «Город» Евгения Гришковца (эпизод «Разговор с другом»), «Любовь» Людмилы Петрушевской и «Пришел мужчина к женщине» Семена Злотникова. Переходами от одного отрывка к другому служит перестановка некоторого реквизита – кровати, вазы, кресла и т.д. – руками самих артистов, и незатейливая сцепка персонажей разных историй. Так, Дина (Ирина Горбачева) из третьей, финальной истории по пьесе «Пришел мужчина к женщине», при монтаже двух отрывков, поторапливает мать Светы (Наталья Павленкова) из предыдущей истории, со словами: «Ко мне сейчас мужчина придет!», просит мужчин помочь перенести кровать, но, не докричавшись, совершает это действие самостоятельно вместе с другими двумя женщинами. Такой открытый ход не несет собой никакой художественной мысли, а только лишний раз напоминает о том, что спектакль ставился, как студенческий.
Первый отрывок спектакля - «Разговор с другом», эпизод из пьесы «Город» Евгения Гришковца - посвящен двум людям, которые не способны друг друга понять, оба в своих словах и поступках выглядят не как взрослые мужчины, несущие ответственность за свою жизнь, а как два ребенка, которые могут говорить только о себе и о своих проблемах, врут начальнику, врут жене и не предпринимают никаких действий. Благодаря актерской игре, видно глубину и боль этих двух людей, имеющих единое прошлое, единые воспоминания, но не находящих точки соприкосновения в настоящем, тем единственным что объединяет героев в «здесь и сейчас» становится решение о покупке пива. Сам отрывок совершенно бездейственен – в нем ничего не происходит. Актерам – Сергею Бубнову и Артёму Ефимову будто бы тесно в этом замкнутом круге многословия, посвященному тщетности бытия. Мир сильно изменился с 2009 года, когда был поставлен спектакль, а уж с 2003 года, когда была написана пьеса – и подавно. В то время шло строительство нового государства, на пост президента совсем недавно пришел новый человек, люди не понимали, каково будет жить по-новому, а по-старому уже не получалось. «А вот кончится ремонт – и что? Пенять будет не на что», - говорит один герой отрывка, другой все твердит про свой отъезд: «Никуда конкретно я не еду. Я просто еду отсюда. Не куда-то, а откуда-то, то есть отсюда». Евгений Гришковец тут тянет тему, уже изученную и снятую в фильме 1991 года «Облако-рай» - отъезд ради отъезда. И нет чего-то конкретного, того, что героя гонит с его места ему просто… скучно? Это герой того времени, начала двухтысячных, но точно не нашего. Герой нашего времени – это человек действия, а не человек нескончаемых размышлений.
Второй отрывок, поставленный по пьесе «Любовь», еще более неактуален на сегодняшний день. Пьеса написана Людмилой Петрушевской в 1989 году, в её основе лежит конфликт двух только что поженившихся людей, которые друг друга практически не знают. Они не встречались, не были в интимных отношениях и «юмор» этого эпизода построен как раз на том, что Толя (Артем Ефимов) готов к новому опыту, а Света (Дарья Щербакова) нет – ей нужны признания в любви. Если для советского времени ситуация, в которой пара, которая не проживала вместе, вступает в брак, была частой ситуаций, то сейчас такая история - скорее исключение из правил. Возможно, в двухтысячных слова мужчины: «Я не могу любить. Что с меня возьмешь? Я не умею. Я моральный урод в этом смысле», - звучали загадочно и этого мужчину хотелось узнать, добиться того, чтобы стать той самой, которую он впервые в жизни полюбит, то сейчас подобная фраза вызывает лишь раздражение и злость, на нее хочется ответить: «Не умеешь любить – уходи и не трать мое время, я любить умею и желаю быть счастливой с человеком, который любит меня». Но Света с помощью различных манипуляций пытается заставить Толю признать, что он ее все таки любит. Героям этого эпизода невозможно посочувствовать и не выходит их понять. Нет ничего, что соединяло бы их с временем настоящим.
Единственным эпизодом, где есть действие, является последний, финальный отрывок по первой части пьесы «Пришел мужчина к женщине». Несмотря на то, что пьеса написана в 1978, современный зритель имеет возможность узнать в ее героях себя или своих знакомых. В этом эпизоде есть и события, и действия, понятна цель, которую преследует Дина Федоровна (Ирина Горбачева), понятны эмоции и переживания Виктора Федоровича (Юрия Титов). Единственное, что отдаляет от персонажей и не дает полностью подключиться к истории – это манера игры. Она кажется избыточной, все происходит по первому плану, как будто бы для того, чтобы зритель точно понял – вот Дина Федоровна злится, а вот она заигрывает, тут она удивляется и так далее. Возможно, это не тот материал, в котором подразумевается многоуровневая игра, в которой героев хочется разгадывать, угадывать в их жестах что-то, что они желали, но все-таки не совершили. Получилась понятная, яркая, местами забавная, а местами трогательная история.
Спектакль «О любви и о дружбе» несовременен, но актеры, занятые в нем, живут на сцене, их глаза горят, большое достижение сохранить эту «включенность» спустя 10 с лишним лет. И все же, несмотря на это, мне остается непонятным желание вдыхать жизнь в уже отжившее старое, вместо того, чтобы сочинять новое, актуальное сегодняшнему дню.
Текст: Татьяна Савицкая
Фото из открытого доступа