Премьера Романа Кагановича "Физика трущихся поверхностей" - больной, страшный, местами отвратительный, слишком физиологичный и важный спектакль про и для человека. Роман в подарок себе на 40 лет придумал депрессивную постановку, с еле заметным проблеском надежды в середине. Но мы свет всё-таки почувствовали, потому что именно это мы и делаем - идём наощупь через непроглядную тьму, сумеречный лес, и надеемся, что этот мрак не навсегда. Хотя и очень-очень надолго.
О спектакле не было никакой информации, мы не знали, что увидим. Вначале было красиво: все вышли полуголые, их единственной одеждой стали чёрные лоскутки ткани. Паша Филиппов, Дима Хасанов, Антон Леонов, Екатерина Беляева, Мария Кукушкина, Ангелина Засенцева, Виктория Еремина, Анастасия Хмелинина, Анастасия Кренц и Анна Финько будут двигаться по-кошачьи легко и плавно (это всё-таки ненормативная пластика). Они будут изображать современных людей, которые хотят вписываться в общество, хотят, чтобы их все любили, восхищались их красотой и сексуальностью.
Роман Каганович вновь поднимает неудобные темы: сексуальное надругательство над детьми, изнасилования, о которых женщины стыдятся говорить (выпила ведь, оделась слишком откровенно). Будет и настоящая любовь, когда двое не могут оторваться друг от друга. Они связаны красной лентой, и однажды один решит её обрезать и уйти. В этот момент я, конечно, заплакала.
В антракте мы горячо обсуждали спектакль, звучали замечания: "кринжово", "странно", "я не понимаю, нравится мне или нет". В этот момент я подумала, а должен ли нам нравиться этот спектакль? Возможно, наоборот, он призван возмущать нас, бить по нашим болевым точкам, надавать нам моральных затрещин, растормошить? Я разгадала коварный план Кагановича?
Стойкие зрители, не ушедшие в антракте, были вознаграждены. Второе действие поначалу ощущалось как другой спектакль. Это был спектакль с вкраплениями "Лес. Ангелина", который мы все любим за откровенный, на грани, рассказ о себе, где нет запретных тем. "Несмешной стендап" от Юлии Захаркиной оказался очень смешным, ироничным и неожиданным. Но на самом деле нас готовили к страшному и оно началось. Прижавшись к Борису Павловичу, я дрожала и ждала, когда это закончится. Роман Каганович не может молчать о важном и не щадит нас. Боль иногда очищает. С Днём рождения!
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра