Роди одного или умри

"Лягушки" Никиты Кобелева в Псковском театре драмы имени Пушкина - спектакль о репродуктивном насилии над женщинами в Китае, по роману нобелевского лауреата и нашего современника Мо Яня. Любой тоталитарный режим в каком-то этапе своего существования начинает лезть в постель своих граждан, в РФ сегодня  РПЦ и просто сумасшедшие люди ратуют за запрет абортов, в Китае с 1979 по 2015 год действовал принцип "одна семья - один ребёнок". Отменили его не из-за внезапного приступа человеколюбия, нет - сугубо по экономическим причинам: в стране сократилось число работоспособного населения. 

В китайской мифологии лягушек считают символом бессмертия и исцеления. Но в спектакле смертей будет много, как и в случае запрета абортов - женщины станут сами вызывать у себя выкидыши, обращаться к шарлатанам для подпольных прерываний беременности и умирать в страшных мучениях. Отстаньте от женщин и не лезьте в то, что вас не касается. Центрального персонажа постановки, акушерку Вань Синь, играет Линда Ахметзянова. Руки этой женщины в крови и это не фигура речи. К пенсии она приняла почти девять тысяч младенцев и отправила на тот свет две тысячи. Две тысячи желанных и любимых детей, для которых не нашлось места под небом Китая. Их плач Вань Синь будет слышать в кваканье лягушек до самой своей смерти, и это её искупление. Эта акушерка-убийца - как булгаковская Фрида, что обречена была каждое утро, за завтраком, видеть платок, которым она задушила своего ребёнка. 

Вань Синь убивала, потому что так ей велела партия. Она верила в идеалы, которые ей навязали и считала, что действует на благо страны. Если бы Вань Синь на секунду остановилась и задумалась, а правильно ли это, она сошла бы с ума. Потому что Родина, которой она служила, как верный пёс, воевала с беременными женщинами, выслеживала их как опасных преступников и силой подвергала "простейшей операции", в ходе которой те, кому не повезло, истекали кровью. 

Тёмные страницы в истории Китая рассказаны через призму одной семьи. Сяо Пао (Сергей Скобелев), племянник акушерки, женился на красивой и бойкой девушке Ван Жэньмэй (Наталья Петрова). Она родила дочку и мечтала о сыне, ничто не могло её остановить. Ван просила тётушку о милосердии, но его в разнарядках не нашлось. Заплатив за свои убеждения жизнью жены и сына, который не успел сделать даже одного вдоха, Сяо всё равно считал: тётушка просто выполняла свой долг. Он женился во второй раз в надежде, что теперь повезёт больше. 

В пестром и остросоциальном спектакле нашлось место и разноцветным вывескам китайских кварталов, и традиционными костюмами, и тем самым фонарикам (художник Нана Абдрашитова). Галина Шукшанова, Виктор Яковлев, Александра Кашина, Александр Овчаренко, Анна Шуваева, Максим Плеханов, Денис Кугай, Андрей Ярославлев, Роман Сердюков, Мария Фомина, Валентина Банакова и другие актёры, а так же музыкант Ярослав Погодин (отдельная благодарность за настроение звучания) на четыре часа перенесли нас совсем в другой мир, с особым юмором и красками, с важной проблематикой и сильными метафорами. Постановка, я думаю, говорит нам о свободе выбора и трагедиях, которые случаются, когда человека этой свободы лишают. 

Текст: Алла Игнатенко 

Фото театра 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения