Посторонний

Люблю я очень роман Камю «Посторонний» (хотя не читала его со времён филфака, когда, изучая язык, читала его на французском). Собственно, поэтому и решила пойти на премьеру в театр «Среда 21» 26 октября. Режиссёр спектакля — Дарья Макарова. 

Фактически это моноспектакль Семена Шкаликова: вся история рассказывается как воспоминания Мерсо, начиная с дня похорон его матери. Сидя то ли за столом для допросов, то ли за крышкой гроба, он от первого лица повествует всё, что с ним произошло — похороны, ночь с любовницей, перебранка с соседом, скандал с арабами на пляже, убийство, следствие, суд.

Он — один, а все другие герои — в масках (очень выразительных, но черно-белых и частично подробных — как остатки воспоминаний: старухи, подруги матери на похоронах — куклы с трясущимися головами «то ли от горя, то приветствуя Мерсо»; любовница — ее женское лицо на маске обозначено лишь алыми губами и т. д.). Их всех играет Ася Белая — маски она надевает на колпак повешенного и только меняет пластику (весь текст читает Шкаликов, а она — лишь ассоциативное воспоминание об этих людях).

Название романа «Посторонний» здесь как будто бы буквально отыграно: герой не живет, а рассказывает и смотрит на себя со стороны — к смертной казни приговорён он, а в костюме повешенного — другой человек (как будто его отражение, на которое он постоянно смотрит со стороны). Все другие герои, как раз не приговорённые к смерти, выглядят мертвецами — их маски выразительны, только вот они без глаз, как покойники.

Шкаликов — очень хороший актёр, но из-за постоянного перевоплощения в других героев (некоторые из них нарочито пародийно сыграны — например, манерный следователь), из-за активного интонирования уходит главное для меня ощущение от романа — скуки жить, когда вся жизнь как будто проходит мимо тебя, когда ты делаешь что-то жуткое (убийство), а потом едва ли можешь объяснить, почему ты нажал на курок. Герой Шкаликова измотан психологически, но не в смертельной скуке, депрессии. И это, как мне кажется, очень меняет смысл романа Камю. Здесь нет тотальной бессмысленности — в финале не пустота, а колыбельная, дающая надежду и ощущение безопасности (поёт ее то ли молодая мама, то ли какая-то близкая женщина — ее играет та же А. Белая, которая вдруг в финале снимает костюм висельника).

Текст: Нина Цукерман

Фото: Александр Андриевич

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения