Полёт в пропасть не остановить

7 и 8 октября на сцене площадки "Лофт" Театра на Васильевском состоялась премьера спектакля режиссера Артема Злобина «Научи меня любить» по одноименной пьесе Екатерины Бронниковой и Романа Дымшакова.

Драматурги – ученики Николая Коляды и, если сравнивать эту постановку со спектаклем самого Николая Владимировича, который он поставил ещё в 2018 году в своем «Коляда-театре», то Злобин представил спектакль в более резком и жестком ракурсе, сразу погружая зрителей в атмосферу тюрьмы – внешней и внутренней.


Ей – тридцать семь, и она обычная училка, ему – семнадцать и он её ученик. Между ними возникает чувство, которое приводит к позору, нарушению закона и последующему наказанию. Олицетворяет наказание следовательница в исполнении актрисы Вероники Жуковой, которая в прологе выходит на сцену, несколько раз быстро затягивается сигареткой, сбрасывает у себя в кабинете вызывающе красные туфли и начинает изучать бумаги – новое дело. И погружается в эту историю – историю запретной любви… Этого персонажа нет в пьесе, и следовательница не пересекается с другими героями, режиссер ее добавил, чтобы продемонстрировать взгляд на события со стороны, он даже не дал ей почти ни одного слова – все свои мысли и чувства от прочтения своего очередного дела она выражает в пластике – через танец, распластывании на столе, натягивании капроновых колготок на голову, поедание малинового варенья и так далее.

Сценическое пространство (художник-постановщик Алена Ромашкина) выглядит как подиум между служебным кабинетом в полиции – с рабочим столом, стулом, чайником, лампой, – и небольшим закутком с туалетом в женской колонии. В этом заключен художественный контраст – говорят о любви, но сидя на унитазе, вспоминают моменты страсти и нежности и тут же разговор возникает о мокрых колготках и вонючих сапогах. Сопоставление возвышенного и низменного, как демонстрация того, как близко это может находиться, происходит в разных плоскостях – не только смыслово, но и в физическом пространстве. Говоря о своих переживаниях, герои поднимаются по железной лестнице, как бы возвышаясь над другими, над своими же мыслями и поступками.


От героини Анны Королёвой исходит ощущение силы, правоты. Да, она сейчас находится в тюрьме, она осуждена, но раскаяния у неё нет, и она хочет донести до окружающих, что является таким же человеком, как и другие, что не нужно её жалеть и осуждать. Она напрямую обращается к зрителям со своими уверенными монологами. У нее все не так плохо и даже муж с ребенком от нее не отвернулись после того, как о ее связи с несовершеннолетним узнали все. «Обидно, когда тебя за человека не считают. Обидно, когда судить тебя начинают. Вот так вот когда всё, показательно, как у меня было, по телевизору, во всех шоу мусолили». Видно, что она сильная, она справится и после колонии будет жить так же, как жила и раньше.

Чего не скажешь о герое Ивана Конкина. Всё же он младше своей опытной возлюбленной, для него это первое такое сильное чувство – не просто физиология, как с девушками-сверстницами, а именно что-то новое, незнакомое и подминающее под себя. Финальные его слова таковы, что закрадывается сомнение, – а сможет ли он жить дальше после таких эмоциональных потрясений?.. Концовка спектакля не дает ответов.

Текст: Дарина Львова 

Фото: Владимир Постнов 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения