Поэты желаний и надежды

Все на свете песни о любви. Даже если это песни (они же главы, на античный манер) из «Ада» в «Божественной комедии» Данте. Большой театр кукол рискнул на шесть дней погрузить зрителей во все круги страданий грешников – от призрачного лимба до пристанища Люцифера – ради одного: поделиться своей любовью к театру.

С 26 сентября по 1 октября в рамках фестиваля «Фундамент» молодые режиссеры показывали эскизы, вдохновленные главным трудом итальянского классика преддверия Возрождения. За шесть фестивальных дней зрители посмотрели восемнадцать театральных зарисовок, послушали две лекции экспертов по творчеству Данте, посетили два круглых стола, а каждый день показов заканчивался открытым обсуждением с критиками и командами спектаклей. Все это – проба пера, первая фестивальная итерация Центра развития режиссуры. Идея проекта утопическая: дать полный карт-бланш, обеспечить ресурсами и поддержкой (курируют проект Руслан Кудашов и Яна Тумина) и позволить молодым режиссерам экспериментировать, взяв за основу фундаментальный текст западноевропейской культуры. Разработка материала началась еще в процессе учебы (большинство режиссеров с курса Кудашова), полноценная работа над спектаклями стартовала в марте этого года. Подобный опыт крайне важен не только для режиссеров, актеров, но и для зрителей. Все вместе мы развивали привычку смотреть и обсуждать эскизы, и увидели, что искусство – демократичная среда, где можно пробовать, экспериментировать и не бояться ошибки. Затем это знание можно перенести из театрального зала в жизнь. По словам Ольги Седаковой, Данте создавал свой текст с идеей «вернуть людям радость». Нам показалось, что команда фестиваля стремилась продолжить дело писателя и не только абстрактно поразмышлять над философскими вопросами жизни и смерти, греха и раскаяния, но и подарить зрителям радость сотворчества и причастности к процессу создания произведений.

К работе над «Фундаментом» были приглашены и студенты: им на откуп отдали фойе театра. Там, в песочнице из песка-пепла, перед каждым спектаклем возникала надпись-ключ к следующему кругу ада. Студенты упражнялись в актерском мастерстве (по словам Руслана Равильевича, они выполняли упражнения на память физических действий), работе с куклами, и сценической речи, распевая на разный манер имя Данте. Передать атмосферу азарта этих подготовительных блоков невозможно – нужно оказаться внутри этой миниатюры площадных представлений. Как неотъемлемая часть инструментария кукольного театра и атрибут площадного – в центре сцены располагался небольшой вертеп. Картонные фигурки Данте и Вергилия разыгрывали краткое содержание будущей песни. Пожалуй, это была самая обаятельная часть фестиваля.

Мы побывали на двух полных днях Фундамента и увидели шесть эскизов. Все постановки были разными по фактуре и методу работы с материалом. Режиссеры почти не обращались к оригинальному тексту, используя «Комедию» скорее как трамплин, импульс для своей творческой реализации.

Открывал эскизную часть Анатолий Гущин зарисовкой в стиле средневековых гравюр и с эпиграфом Александра Пятигорского про свободу. Мощный монолог, который настроил на внутреннее состояние лирического героя. Кажется, Гущин и выступал в качестве одной из ипостасей Данте. Все «Данте» на фестивале можно было узнать по красно-черно-белым одеждам с превалирующим красным. В этой постановке, из увиденных нами, было больше всего кукольного театра и работы с предметами: тут вам и маленькие бумажные ангелочки, и ткани-трансформеры, и нити-пути, сделанные то из проволки, то из клубка красной пряжи. Не все фигуры были соразмерны сцене и о символике некоторых предметов приходилось лишь догадываться. Полотно эскиза Гущина получилось эклектичным, пестрым и нанесло на карту фестиваля ключевые образы «Божественной комедии».

Дальше по географии дантовского ада (кстати, помимо программок, на входе в залы можно было купить карту всех девяти кругов ада с распределенными по ним спектаклями) – лимб.

Дарья Левингер, режиссер второго театрального эскиза, смело нарекла это пространство «предбанником ада». Так что действие ее постановки разворачивалось в бане. По всей видимости наутро после бурной пьянки-гулянки Данте, его проводник по аду и кумир Вергилий, главный поэт древности Гомер и знаток любви Овидий обнаруживают себя с похмелья в жутком состоянии. Данте с Вергилием пытаются уйти, а поэты стараются их задержать – то песнями, то шутками и подколами, то пятью подряд “на посошок”. На таком нехитром конфликте и драйве актеров держится театральный эскиз, по форме типичный для нынешней петербургской сцены – саунддрама, дискошар, видеопроекция на задник сцены.

Финальный эскиз первого дня представила Ксения Павлова. Ей достался сюжет о сладострастниках Франческе и Паоло. Режиссер развернула тему греха в глобальный вопрос «Что есть любовь?» и на нескольких уровнях сцены рассмотрела разные варианты ответов. Получилась трогательная, с чутким вниманием к костюмам и декорациям постановка. Павлова гиперболизировала многослойную форму вертепа и превратила небольшую сцену БТК в поле тотального театра.

На второй день показов были представлены эскизы Роман Гараева, Лидии Клириковой и Алексея Егорова. Работа Романа Гараева была рваной по форме и явно сырой, казалось – актеры до конца не понимают задачу их существования на сцене. В целом всем увиденным нами постановкам хотелось бы пожелать большей однородности и согласованности в форме и содержании, четких акцентов и границ художественных приемов. Безусловно, мы знакомились с эскизами и их предстоит еще доработать, если режиссеры планируют выпускать спектакли на сцену в полном режиме.

Работа Алексея Егорова, закрывающая второй день фестиваля, была наиболее цельной как по форме, так и по высказыванию. Под режиссёрской лупой оказалась ересь: что это такое в наше время, как работает механизм презрения и почему он приводит к маниакальному чувству величия. Команда эскиза максимально отошла от персонажей Данте и, поместив великолепный актёрский дуэт в красную комнату-ад, в лабораторных условиях проследила механизм развития богоотступничества.

Хочется поблагодарить режиссеров за смелость подобраться к такому сложному, многоуровневому и поистине фундаментальному тексту. У «Комедии» Данте есть три слоя: буквальный (средневековый человек мог поставить книгу Данте на полку со справочниками, как реальный путеводитель по аду), аллегорический и метафизический (или духовный).

Постановки были обращены хотя бы к одному из этих уровней, чаще всего – к уровню метафору и символов. Некоторые, особенно успешные эскизы затрагивали несколько пластов текста.

Центр развития режиссуры уже готовит следующие фестивали, чтобы достроить «дом» Божественной комедии. В следующем году ждём фестиваль «Стены», который возьмет в работу песни из Чистилища, а ещё через год – «Крышу», которая опишет «Рай». На финальном круглом столе участники обсуждали возможность создания цельного спектакля, но решили остановиться на лоскутном и лабораторном варианте фестиваля.

Текст: Елена Свиридова 

Фото пресс-службы театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения