П – понимание?

«Лес. П» - один из многих спектаклей театрального проекта «Лес». «Лес» - проект без структуры и определённого количества участников. Части, составляющие спектакль-грибницу «Лес», названы создателями проекта «актами». «Акты» не связаны между собой сюжетом или определенной последовательностью, постоянного режиссёра, как и труппы, у «Леса» нет, каждый желающий может стать одним из авторов проекта - для этого нужна «идея, желание, умение, вопрос, задача или проблема».

«Акты» «Леса» разбросаны по разным площадкам и даже городам, каждая часть представляет собой самостоятельное высказывание. Философия Владимира Бибихина – то единственное, что объединяет части «грибницы» между собой. Борис Павлович - куратор проекта - впервые добавил философский текст Бибихина в канву спектакля «Жизнь», премьера которого состоялась на сцене Омского государственного академического театра драмы в 2016 году, с этого и взяла свое начало идея создания проекта, основанного на трудах В. Бибихина. Борис Павлович так объясняет свой интерес к философии: «Она просто быстрее разгоняет сознание, а я как раз хочу предъявить зрителю не историю, а нечто, что поможет ему ускорить работу собственного сознания». Важным в работе с философскими трудами становится то, что там нет главного героя, единственное действующее лицо – человек, входящий во взаимодействие с текстом и его смыслами.


Спектакль «Лес. П» проходит в катакомбах Петрикирхе: спускаясь по металлическим лестницам, зритель оказывается в малоосвещённом, прохладном и сыром пространстве. Вокруг - обветшалые стены, под ногами – бетонный пол. Планшета сцены, кулис, рампы, одежды сцены и задника нет. На неровной поверхности задней стены, по центру, на проекции выведена одинокая буква «П». На полу разбросаны книги и листы, справа стоит маленький столик с ноутбуком и печатной машинкой, и два маленьких деревянных детских стульчика, рифмой им служат стулья полноразмерные, «взрослые», расположенные по центру сценической площадки.

Появляются две актрисы, они одеты очень похоже – черный низ, бежевый верх, но их поведение, действия, манера держаться различаются. Одна из них играет озорного Ребенка (Вера Куликова), другая – взрослую Женщину (Екатерина Алексеенко). Зрители не знают имен персонажей, им остаются неизвестны обстоятельства и место действия, в которых находятся героини. Перед нами предстает Женщина, находящаяся в поиске ответов на многочисленные вопросы, и Ребенок, которому не понятно, а главное не нужно бесконечное выискивание смыслов, многообразие формулировок. Спектакль «Лес.П.» - бессобытийный, на протяжении почти полутора часов перед зрителями разворачиваются мучительные попытки Женщины найти слова, чтобы с помощью них объяснить себе мир и свое место в нем. Ребенок же занят своими детскими понятными делами – он передразнивает, прячется, катается на самокате, печатает, поет. Женщина внешне бездействует, она лишь без конца пытается ухватить фразы, найти смыслы, облечь их в подходящую форму. Ребёнок, играючи ошибаясь в написании каждого слова, вынужден записывать это нагромождение букв. В конце очередного монолога Женщины Ребенок произносит, кивая в сторону зрителя: «Мне ничего не понятно, они тоже не поняли». Да, действительно, не поняли...

Текстовой основой акта «Лес. П» стали работы поэтессы и писательницы Марии Тепляковой и книга Владимира Бибихина «Грамматика поэзии». Нетрудно определить, где стихи, а где философский текст, но вот разобраться в том, по какому принципу соединяются эти два мира, кажется задачей более сложной. Еще один непростой вопрос - почему постановка обозначена, как «стимпанк-спектакль». Стимпанк – направление в искусстве, которое отображает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего паровой двигатель. Какое отношение имеет технология паровых машин к философии В. Бибихина, поэзии М. Тепляковой, поиску смыслов, разгадке афоризмов, догадаться сложно…

К финалу спектакля Женщина, а за ней и зритель, окончательно погрязает в болоте слов, погружаясь все ниже и ниже в бездну отчаяния. Как будто бы пытаясь пробиться через собственноручно возведенные стены, она встает на колени, затем и вовсе падает на бетонный пол в полном изнеможении, замолкает. Ребенок, до этого резво наматывающий круги на своем красном самокате, уходит. После этого в первый и последний раз на сцене раздается обращение человека к человеку: «Эй, ты здесь?». От этого простого вопроса возникает щемящее чувство непонимания– нужно ли бороться за слова и смыслы, когда рядом есть живой человек? Финал спектакля наполнен ощущением покинутости и одиночества – ведь зритель тот же Ребенок, с которым так важно вступать в диалог, все же открытый разговор куда ценнее красивых, но запутанных кружев слов.

Текст: Татьяна Савицкая 

Фото: Татьяна Савицкая, Юлия Ершова 

 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения