От любви не укрыться никак

1 октября на сцене ДК Выборгский ярко светили звезды, пока спокойно спали жители Багдада, а Шахеразада рассказывала сказку о чудесах, без которых жизнь пуста, как пустыня, в музыкально-драматической постановке театра Терезы Дуровой «Волшебная лампа Аладдина». Искренние, человечные и понятные детям и взрослым герои вступили в единоборство со злыми силами, ценности которых – воровство, корысть и обман. Пестрый конгломерат из восточной музыки в живом исполнении оркестра, самого трудного в мире арабского языка, возвышенной поэзии, искрометного юмора, вращающихся декораций, ярких костюмов, изменяющегося ритма, эстетики пустыни и колорита базара стал атмосферным оформлением для художественной мысли: желания исполняются у тех, кто следует зову своего сердца. 

«Звезды – маяки для тех, кто в море» - обещают герои сказки, а также, если верить мудрому звездочету (Константин Лещенко), желание, загаданное, пока падает звезда, обязательно сбудется. В хорошем детском спектакле всегда есть место чудесам. Первым чудом становится звездное небо и огромный диск луны, на которые смотрят в телескоп и по которым гадают о будущем герои сказки. Причем в каждой сцене присутствует безмолвный свидетель происходящего. Обаятельный юноша (Данила Теплов) подслушивает диалоги, ворует булки на базаре, ловко прыгает по сцене и задает точные координаты происходящего: подлость будет наказана, а веселых и находчивых ждет победа. 

Аладдин (Андрей Худяков) появляется на базаре, как герой и практически единственный честный человек. Пока все остальные торговцы превозносят обман, а честность считают глупостью, только Аладдин всегда говорит правду. Сцена на базаре является одной из ключевых: многообразие цветных костюмов и декораций, акробатический паркур по шатрам и хождение по канатам, жонглирование фруктами и бой подушками – все это неслучайно. Художественный руководитель и главный режиссер театра – Тереза Дурова – из старинной цирковой семьи, правнучка знаменитого клоуна и дрессировщика Анатолия Дурова. Поэтому неудивительно, что в Театре Терезы Дуровой сочетаются цирк, пластика, музыка и драматические сюжеты. 

Внимание зрителей удерживается не только эффектными цирковыми номерами, но и сменой темпа. Ускользающее настоящее, будто замедленный до стоп-кадра фильм, получает особенно отчетливую модальность в момент встречи Аладдина и Будур (Виолетта Бучинская). В это мгновение под поэтические строки становится очевидно: «от любви не укрыться никак». Стихи придают сцене особую драматичность, но баланс соблюден, и юмор в следующих сценах позволяет не уходить в пафос. 

Появление джинна (Руфат Акчурин) – выход за пределы реальности. Мистическое передано тембром голоса, пластикой и логикой персонажа. Джинн уверен, что «люди – странные», «определенно нужно прекращать служить дуракам и растяпам», а мечтать нужно о дворце с фонтанами и павлинами. Пока он, как Гамлет, держит в руках череп и философствует, всех присутствующих приветствует свита, состоящая из пляшущих скелетов и опасных красоток, исполняющих танец живота с саблями. 

Желания Аладдина просты и банальны: «домой и покушать», встретиться с Будур, вернуться в тюрьму, если она собирается замуж за другого. Темница с окошком, в котором видны облака – это не только тюрьма физического плана, но и внутренняя «тюрьма» человека, решившего прекратить борьбу, когда драматические противоречия стали идти вразрез с принципами. Девиз Аладдина: «лучше прожить один день соколом, чем всю жизнь курицей» приводит его к апатии и бездействию, а джинна к закономерному вопросу: «как жить без головы, когда без головы жить нельзя». 

В отличие от Аладдина, Будур готова идти до конца. Словно настоящая спортсменка, комсомолка и красавица Нина из «Кавказской пленницы», она отказывается от подарков визиря, сбегает со свадьбы и использует известный сказочный ход – перевоплощение, чтобы спасти любимого. Созвучно поэтическим строкам: «искал я тебя повсюду, но тщетно, а потом я нашел тебя в собственном сердце», происходит их встреча. 

«Волшебная лампа Аладдина» в Театре Терезы Дуровой – аутентичная арабская сказка и поэма, провозглашающая идеалы честности и любви. Во всем происходящем на сцене есть закономерность, устойчивость и легкость, позволяющая изобразить движения души в такой форме, которая заполняет все ячейки театральной таблицы Дмитрия Менделеева: актерская игра, визуальные эффекты, декорации, песни, танцы, этническая музыка и гитарные соло интегрированы в единый содержательный феномен – спектакль, способный развлечь, вдохновить дать пищу для размышления и оставить приятное послевкусие.

Текст: Инна Зайцева

Фото: Елена Маряшина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения