Остов самого одинокого на свете кита

Посредине белоснежного Проспекта  "ГЭС-2" в начале сентября появился внушительных размеров скелет. Напоминает эта конструкция кадры из фильмов «Ночь в музее» и «Парк юрского периода». Проще говоря – скелет какого-то динозавра. Если подойти ближе, становится понятно, что скелет скорее рыбы, – например, кита. А на месте внутренностей –чугунная капсула вроде подводной лодки, забытой на дне океана и изъеденной ржавчиной.

 

Перед нами архитектурная составляющая театральной инсталляции «52 Гц» («Пятьдесят два герца»). Проект – коллективное сочинение молодой команды: режиссёр Антон Морозов, художник-архитектор Андрей Воронов, драматург Полина Коротыч, композитор Олег Гулачев и танцхудожница Валентина Луценко. Внутрь кита можно попасть. В течение дня доступны несколько сеансов на иммерсивный спектакль-путешествие для одного. Не заспойлерить, что происходит внутри, достаточно сложно, но мы попробуем настроить вас на 52 Гц без лишних подробностей. Начнем с того, что по сюжету спектакля, 52 Гц – частота, на которой общается особый вид китов. Они же приходят морякам в кошмарах или видятся в белой горячке, предвещая страшные события.

Спектакль построен в формате аудио-квеста. Перед началом вы получите наушники, в которых звучат инструкции, изящно вписанные в драматургию постановки. Как и одинокий кит в мировом океане, участник перформанса оказывается отсоединенным от внешнего мира наушниками в гигантском пространстве "ГЭС-2". С первых минут перформанс настраивает на волну отчужденности. Про изолированность, одиночество постановка будет говорить на всех доступных ей языках: через историю, научные (или стилизованные под них) вставки, физику пространства (основная часть спектакля проходит в чугунной закрытой капсуле) и пр.

Подводная лодка или цистерна, как ее называет команда спектакля, переносит участника перформанса в магическое пространство. Внутренний мир кита – это и мир экзистенциального одиночества, и типовая московская однушка, в которой живет главная героиня спектакля Анна.

Она ведет образ жизни «человека в футляре» 21 века: философствует, сидит дома и сознательно отрезает себя от социума и друзей, растворяясь в цифровом мире. Одиночество становится её главным спутником. Оно льётся бесконечной водой из крана, заполняя внутреннее пространство, а затем и внешнее. Переступая порог квартиры Анны, зритель входит во владения концепции «одиночества». Время здесь течёт неумолимо медленно. И, как известно, если долго всматриваться в бездну, она начинает всматриваться в тебя. В маленьком пространстве цистерны (клаустрофобам не советуем) вы будто оказываетесь под надзором одиночества. От этого пробегают холодные мурашки. У одиночества нет вкуса, но его можно ощутить тактильно: отсутствием тепла, в первую очередь. Холодом здесь веет от многих предметов: оставленные личные записки и портреты, пустые молочные бутылки, забытая в раковине посуда. В итоге пространство рисует картину оставленной людьми квартиры. Не на время, а навсегда.

Драматург постановки, Полина Коротыч сочинила вокруг жизни Анны и образа одинокого кита постапокалиптическую историю. Шумовые саундскейпы композитора Олега Гудачева срифмовались с философской сказкой драматурга. Композитор активно работает в пространстве Дома культуры («Архипелаг», «Все станет тишиной. Концерт», «Геометрия звука») и хорошо чувствует атмосферу площадки. У Коротыч это дебют на площадке "ГЭС-2". Здесь она продолжает традицию совмещения фантасмагорического мира с предчувствием катастрофы и элементами постапокалипсиса. Сюжет ее пьесы «Вадик поет свою музыку» разделен стремительно несущейся на Землю кометой, а в «52 Гц» возникает образ всепоглощающей воды. Героиня погружается на дно океана собственной отрешенности, как в песне Наутилуса Помпилиуса «Дыхание». Только в постановке романтизация сюжета абсолютно отсутствует. А вот примочки иммерсивного театра присутствуют по полной: звук, свет, даже ветер и аромат создают сети тотального театра. Спектакль длится катастрофически мало: всего 35 минут. Возможно, это и есть необходимая и достаточная порция одиночества в день.

Текст: Елена Свиридова

Фото: Даниил Анненков

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения