О любви и дружбе, какими они не должны быть

Продюсерский центр «Театромания» привез в Петербург спектакль «О любви и дружбе» режиссера Родиона Овчинникова. Показ состоялся 16 октября на сцене Театра им.Комиссаржевской.

«Театромания» - московский проект. С 2009 года занимается продюсированием спектаклей, ищет талантливые постановки среди дипломных работ театральных ВУЗов, помогает им жить дальше и находить своего зрителя. Спектакль «О любви и дружбе» Родион Овчинников поставил в 2009 с выпускниками своего курса в Театральном институте им. Б.Щукина. Кроме того, в спектакле играет Наталья Павленкова, выпускница Щуки 1983 года.

Спектакль состоит из трех пьес: «Любовь» Людмилы Петрушевской, «Пришёл мужчина к женщине» Семена Злотникова и «Разговор с другом» Евгения Гришковца. В спектакле задействовано 6 актеров. К настоящему моменту почти все они знакомы российскому зрителю по ролям в кино: Юрий Титов («Портрет незнакомца», «Куприн: поединок»), Ирина Горбачёва («Аритмия», «Чики»), Дарья Щербакова («Новенькие», «Желтый глаз тигра»), Наталья Павленкова («Инсомния», «Класс коррекции»), Сергей Бубнов ("Дурак", "Глухарь", Артём Ефимов. Однако для рекламы ставку продюсерский центр сделал на Ирину Горбачеву. На городских афишах спектакля и на баннерах билетных агрегаторов только ее фото. Возможно, она больше узнаваема в Петербурге.

Могу сказать, что на мне это сработало. Я шла на спектакль посмотреть игру Ирины Горбачевой. О том, что она и театральная актриса, я не знала, а в кино она мне нравится. А еще шла поправить осеннее настроение добрыми историями о вечных ценностях. С настроением вышло из рук вон плохо. Сыгранные истории для меня стали антипримерами. Из пьесы Евгения Гришковца осталась треть - как раз разговор друзей. Сергей в кризисе среднего возраста, переосмысливает жизнь, решает бросить работу, хочет послать всех из записной книжки, отключает домашний телефон. Виктор пришел занять денег на вялотекущий ремонт. И внешне между ними присутствуют все атрибуты дружбы: дружат с начальной школы, знакомы с родными друг друга, в курсе жизненных событий. Сергей знает телефон друга наизусть. Виктор может прийти без предупреждения. Однако самого главного в дружбе, а по моему мнению это возможность быть принятым и услышанным, поделиться переживаниями, получить внимание и поддержку, не происходит. Максимум, на который Виктор способен, - это попытаться отвлечь загрустившего друга фактами из репортажа по радио про комаров и предложением выпить пивка. Смотреть на то, как два «друга» через годы общения не способны поговорить о важных и сложных эмоциональных переживаниях, мне было очень и очень грустно.

Вторая история о молодоженах. В комнатке родительской квартиры двое практически чужих людей после росписи пытаются общаться, пока свекровь уехала к родственникам. Он надеется на близость, а она старается, чтобы ее не случилось. По крайней мере, пока не будет заявлена какая-то романтика. Но открытый разговор о потребностях и желаниях дается им с таким трудом, что в ход идут всевозможные способы избежать настоящего эмоционального контакта: повышают голос, бегают друг от друга по углам, садятся есть, обвиняют, оскорбляют, выставляют вон из кровати или из квартиры. Максимум, на который способен Толя, под нажимом жены честно заявить: «Я не могу любить. Что с меня возьмешь. Я не умею. Я моральный урод в этом смысле. Я не умею. Я тебе сказал. Я честно тебе все сказал: не люблю никого, но я хочу жениться на тебе».

Максимум, на что способна Света - взять на себя роль жертвенницы-великомученицы: «Будем называть любовью то, что тебе все нравились. Просто назовем так. Неважно, как
называть. Ты всех любил, тогда ты и меня любил?». Потом возвращается мама и «благословляет» молодоженов, которые почти уже на грани развода: «Я без мужика, в холодной постели тридцать лет сплю, и она поспит. Лучше, чем с тобой». Смотреть на двух инфантильных людей, которые не умеют разговаривать и распознавать собственные чувства, но выдают это за любовь, было неприятно.Настроение просмотренное не поправило, а наоборот, добавило раздражения и ощущения беспросветности к осенним переживаниям.

Вот с задачкой посмотреть игру Ирины Горбачёвой получилось отлично. Из-за фото на афише и ее фамилии, написанной в скобках прямо рядом с названием спектакля, я ошибочно посчитала, что она будет занята во всех трех историях. Она появилась только в третьей. В киноролях Ирина Горбачёва запомнилась мне такой, как ее описало ныне закрывшееся издание Colta, назвав ее одним из героев искусства 2010-х за совмещение образов «пацанки, феи и комической старухи» и проявление «сложной и яркой феминности, эмоциональной и динамичной, рассказывающей о себе без маски». Меня подкупило в ней умение сыграть простого реалистичного человека, знакомого, понятного в переживаниях, открытого, эмоционально читаемого. И на театральной сцене она играла так же реалистично. Ее Дина Федоровна - взрывная, быстрая, яркая, реалистичная, живая, узнаваемая каждой женщиной, которая готовится к свиданию после долгого перерыва в отношениях. Смеется, дерётся, кидается туфлями, хочет целоваться и целоваться.

И хотя третья история для меня получилась тоже не о любви, а про чувственный голод и лютое одиночество, из которого героиня пытается выпрыгнуть, звоня узнать график работы ЗАГСа уже к концу первого дня знакомства. Наблюдать за игрой Ирины Горбачёвой было в
удовольствие.

Что меня удивило этим вечером, так это реакция зала: много смеха, одобрительных кивков, шумные долгие аплодисменты между историями, реплики в очереди в гардероб о
том, что спектакль добрый и легкий. Всё это очень с моим впечатлением контрастировало.

Остается надеяться, что всем этим людям в зале настолько не свойственен такой способ взаимодействия и настолько этого в их реальности мало и так давно закончилось, что смотреть на это можно именно как на утрированный пережиток советского прошлого. А
сейчас такая коммуникация с друзьями и романтическими партнерами выглядит столь же дикой, как жениться за три дня из-за распределения, считать, что секса не существует, и
гоняться за туфлями целый месяц - что только разве посмеяться.

Текст: Катерина Егорова

Фото из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения