Мюзикл «Обыкновенное чудо» идет на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева уже целый год. За это время при полных аншлагах сыграли 26 спектаклей. Музыка Геннадия Гладкова, симфонический оркестр, ювелирная режиссура Алексея Франдетти, великолепные вокальные данные Ивана Ожогина, Анастасии Малаховой, драматические образы Нонны Гришаевой, Алексея Титкова, Владимира Чернышова, Радика Галиуллина привлекают сотни зрителей, а возможность посмотреть спектакль в разных составах дарит ощущение новизны и непреходящего чуда. Любви быть!
Алексей Франдетти — известный московский режиссер, возглавляющий Ленком Марка Захарова. Работа над мюзиклом «Обыкновенное чудо» - дань памяти великому мастеру и фильму, ставшему любимой сказкой советского зрителя. Но в интерпретации Алексея Франдетти комедия Шварца прочитывается как трагическая история.
Что такое любить? Отказаться от возлюбленной, чтобы не причинять боль, или идти до конца? Каково это осознавать каждой клеточкой кожи: «За сладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь»? Решиться на любовь и идущие об руку с ней страдания — безрассудство или мужество? Не только Медведь размышляет об этом, это делает и сам Волшебник. Он, обреченный на вечную жизнь, отдается любви, понимая, что вскоре расстанется со своей женой. Иван Ожогин играет потустороннего персонажа, вроде бы созерцающего со стороны создателя всей этой истории, но в то же время являющегося ее главным действующим лицом. Он окружает себя выдумками и шалостями, чтобы не испытывать одиночество, постепенно накатывающее на него. Но герой бежит в иллюзорный мир не только для того, чтобы забыться. Он хочет поговорить о любви со своей умирающей женой, стремясь напоследок вернуть пламень былого чувства.
Медведь в исполнении Федора Соколова — прообраз Волшебника. Пылкий юноша, мечтающий о свободе и еще не познавший силу привязанности, легкомысленно смотрит в будущее. Но, влюбившись, понимает, что ему ничего не нужно, кроме Принцессы. Он пытается жить без любви и спасти всех от боли, которую причинит проклятье, но приходит к решению, что это невозможно. Сгореть дотла — вот истинное мужество души человека. Любовь — это подвиг ума и сердца.
Анастасия Малахова — Принцесса — поражает глубиной чувства. Сначала ее музыкальные композиции наполнены непониманием, отчаянием, а затем внутренней силой и принятием ситуации. Первичный юношеский бунт превращается в зрелое, сознательное чувство. Она готова к трагичному исходу. Актриса поет страстно, надрывно, искренне. История Ромео и Джульетты на новый лад леденит душу. А костюмное решение Виктории Севрюковой и сценографическое пространство Вячеслава Окунева, представляющее собой Витебский вокзал, добавляет печальных, ажурных нот. Колонны — словно шахматные фигуры — неминуемо должны «ходить» по полю жизни, достигая поставленных целей и иногда уничтожая все на своем пути.
Передвигает фигуры не только Волшебник, но и Министр-администратор. Для героя Радика Галиуллина нет ничего святого — он живет инстинктами и руководствуется лишь желанием стать королем. Артист играет с азартом, обаянием, напоминает героя фильма «Маска» в исполнении Джима Керри. Его действия по захвату мира держат в страхе окружающих. Как «Тараканище» Чуковского он с легкостью приспособляется к меняющейся обстановке и умеет жить разумом, а не эмоциями. Зал с радостью отзывается на узнаваемое поведение и шутки очаровательного подлеца, сарказм которого оказывается кому-то близок.
Алексей Титков исполняет роль Короля, взбалмошного хулигана, привыкшего, как и Волшебник, чудить, но при этом не принимающего ответственность за сделанные проказы. Он видит, что бессилен помочь дочери стать счастливой. Это гложет монарха, привыкшего к исполнению всех повелений и не знающего слова нет. Герой уходит в забытие, одурманиваясь лживыми словами Министра-администратора, и теряет последний здравый смысл. Артист рисует драму отца, теряющего самое дорогое, что есть на свете. Мужество растить детей - тоже проявление сознательности любви и умения отдавать.
Отношения Эмиля и Эмилии — особый изгиб чувства, транслирующий, как глупо может сложиться жизнь из-за недопонимания и гордости. Чувствовать друг друга и верить в чистоту другого — как это важно! Герои приходят к счастью, приобретя огромный жизненный опыт. В образе Владимира Чернышева заключено столько нежности и легкости, что он преображает покрывшуюся пеплом матросского табака Эмилию, и обнажает в ней трепетную душу. Героиня Нонны Гришаевой рождается заново и уже ни за что не отступится от любви. Актриса купается в образе, получая огромное удовольствие от происходящего. Солнечная и теплая роль!
В спектакле Алексея Франдетти четвертое действие пьесы наполнено ощущением болезненного морока, окутавшего сознание героев. Жизнь вроде бы идет, кто-то вышел замуж и родил детей, но в этом нет гармонии. Скорее это отзвуки жизни, прощальные ноты, бытовые закономерности. Счастья, которого так хотят все персонажи пьесы, не случилось. Но вот возвращается он и накал страстей становится еще более тягучим и глубоким. В поцелуе Медведя звучит мужество любви, полное сладости чувства и обреченности на смерть. Чудо происходит только в настоящем, оно неуловимо и сиюминутно. Но люди не боятся этого и продолжают окунаться в омут любви с головой. Сеанс магии по испытыванию человека превосходит все ожидания. Мы готовы любить!
Текст: Дарья Виноградова
Фото театра