Дама полусвета

"Нана" в Александринском (премьера - октябрь 2020) - история одной нимфоманки, которую растерзает этот страшный мир. Она трогательна как Бэмби. Каждый мужчина оставляет в Нане стрелу, нанося ей рану, но она весело скачет дальше на своих высоких каблуках. Андрий Жолдак выбрал для Новой сцены Александринского театра скандальный роман Эмиля Золя “Нана”, снискавший у современников славу, как “оскорбляющий общественную нравственность”.

Режиссёрский почерк Жолдака не спутать ни с чем, он символичен на гране бессознательного, кинематографичен в каждой мизансцене, бескомпромиссен в актерской игре. В этой постановке режиссёр использует любимый приём - “закадровую озвучку происходящего”, а сама эстетика напоминает фильмы Ларса фон Триера. При этом главная мысль о разложении общества не потеряна среди откровений жизни молодой куртизанки. Спектакль, как и жизнь самой Наны, несётся на бешеной скорости, первые шесть глав её жизни пропущены. Всё начинается с покупки картины с оленем, сама героиня говорит, что это символ. Перед нами предстаёт девочка, хрупкая, как подросток, которая держит в руках огромную картину. Нана (Анна Блинова) живёт на грани, она развращена с самого детства, похоть ведёт её по жизни.

Обстановка комнаты аскетична: жухлые обои, таз и кувшин, огромное окно и дверь, кровать в углу. Получается большое пустое пространство, по которому кружится, как волчок, главная героиня. Анна Блинов, работая на пределе, заполняет своей энергией всё это пустое пространство. Работа актёров у Жолдака находится на уровне психофизики, где действие, эмоция и слово являются продолжением друг друга. Он словно вынимает из литературной основы скелет её идеи, который заново обрастает актёрской игрой, символическим видеорядом, закадровым голосом и узнаваемыми элементами современности. Тонкий юмор тоже присутствует в спектакле, чтобы зритель мог сделать вдох, пока его тащит по жизни Наны. 

Натурализм похоти, одолевающей Нану, бьёт напрямую, никакого жеманства и ужимок. Всё быстро, прямо и по делу. Чем дальше, тем больше она превращается в куклу, в которую играет очередной найденный ухажёр. Кукла же пользуется мужчинами вовсю, у неё с ними деловые отношения. Речь, конечно, не идёт о любви, это зависимость и только. Так где же здесь загнивающее общество, ведь загнивает перед нами только Нана? На самом деле нет, главная героиня как раз остаётся самой честной и чистой. Желали её многие, но в момент гибели она остаётся одна в шикарном номере. А где-то на заднем плане будет проецироваться картина с убитым оленем. 

В спектакле у Наны есть тень - её служанка Зоя (Елена Калинина). Она всегда в тёмном и строгом одеянии, резко очерченная и жадная до чужих драгоценностей. Зоя здесь - собирательный образ тех, кто смотрит на Нану и завидует ей. Есть привнесённый сказочный персонаж - Бабка (Василиса Алексеева). Она помогает нам лучше вглядеться в Нану, увидеть в ней хорошую девочку, которую погубил “злой мир”. Ещё один полноценный персонаж - это отражение главной героини в зеркале. Именно с ним разговаривает ласково Нана, целует своё отражение. Ей остаётся любить только себя, поскольку остальные способны лишь ею пользоваться.

Мужчины в спектакле выведены гротескно, словно каталог мужских характеров. Каждый раз история делает новый виток, хочется надеяться, что вот с этим у героини всё сложится. Но нет, она проходит всё тот же порочный круг. Автор спектакля не даёт нам ответ, почему так происходит. Лишь один за одним мужчины наносят увечья мёртвой Нане, так как они это делали с ее душой при жизни.

Нам рассказывают историю из 19 века, но мы видим, что мир не изменился ничуть с того времени. Задворки Парижа или спальный район, Булонский лес или тёмный парк — это только декорации. Человеческая природа не изменилась ничуть с тех времён.

Текст: Наталья Яковлева

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения