Анатолий Васильев: «Лаборатория должна когда-то заканчиваться»

Поздним вечером 15 октября в Доме Радио состоялась встреча Анатолия Васильева и Теодора Курентзиса в рамках открытия нового, театрального направления musicAeterna Αθεατρον («Афеатрон»). Отметим, что вводно-презентационную часть собеседники виртуозно обошли, сразу приступив к сути общения и погрузив публику в массив своих взаимоотношений. Мы поступим иначе и сначала расскажем про Афеатрон, а затем обратимся к беседе.

Дом Радио – уже давно (и даже с самого начала) не просто репетиционная база оркестра, хора, а с прошлого года – и танцевальной труппы – musicAeterna, а полноценная культурная институция, самая динамично развивающаяся в городе, постоянно прирастающая новыми глубинами и измерениями. Если бы передо мной стояла задача создать визуальную схему направлений работы и событий Дома Радио и musicAeterna – это была бы анимация с непрерывно перетекающими друг в друга объемами и линиями и внезапными вспышками. Хорошая идея для видеоарта, но разобраться непросто: верный признак пышущего жизнью организма. С этого сезона, кстати, для публики стало проявленным внутреннее административное деление на коллектив musicAeterna и площадку Дом Радио: теперь аудитории стоит следить за двумя каналами [https://t.me/musicaeternaTC и https://t.me/domradio_online] вместо одного, чтобы вовремя поймать ссылку на регистрацию (на наш круглый стол, к слову, регистрация закрылась за 30 секунд, но за день до события появились дополнительные места), а матовые программки с красными буквами сменились глянцевыми с белым текстом.

Что же касается театра, нельзя сказать, что это направление отсутствовало в программе институции: ключевые премьеры прошлого сезона «Youkali» (tanczevalnyj-spektakl-konczert-youkali-3) и «Immortal Bach» (konczert-perfomans-immortal-bach) были, конечно, междисциплинарными театральными работами, как и более раннее «Посвящение Паулю Целану» (posvyashhenie-paulyu-czelanu-kamernyj-konczert-3), которое можно было увидеть вновь в середине сентября. Стартовавший в июле камерный проект «Синтропия» (sintropiya-poeticheskie-vechera-2) обнаруживал все признаки спектакля. Теперь у театрального направления есть своя ниша, своё название – Αθεατρον, и свой куратор – Елизавета Мороз. Елизавета – режиссёр недавних резонансных премьер нижегородского оперного театра («Кармен» и «Триумф Времени и Разочарования»), ближе с ней и её видением программы можно будет познакомиться на следующем круглом столе /https://musicaeterna.org/ru/visit/event/kruglyj-stol-prostranstvo-kak-impuls-dlya-sozdaniya-spektaklya/ уже 26 октября (регистрация открывается 20 октября). Название же, с одной стороны, по-этерновски прямо и просто, с другой, постоянно требует дополнения в виде русскоязычной (и не самой изящной) транскрипции, а подспудно призывает всех культурных людей читать греческий алфавит так же сходу, как римские цифры (мне, правда, хочется сделать это на древнегреческий манер – «атхэатрон»).

Несмотря на то, что Елизавету Мороз мы знаем пока в первую очередь как режиссера музыкального театра, и первая премьера – спектакль «Дом 2/27» (https://musicaeterna.org/ru/visit/event/dom-2-27-premera-2/) обозначен как «музыкально-драматическая фантасмагория», просветительский блок направления построен вокруг столпов драматического театра (хотя «специализации», конечно, условны): это Антонен Арто, Борис Понизовский (https://musicaeterna.org/ru/visit/event/afeatron-pokaz-na-ekrane-otryvkov-iz-spektaklej-i-intervyu-b-yu-ponizovskogo/), Хайнер Мюллер (afeatron-pokaz-na-ekrane-spektaklya-karera-arturo-ui-kotoroj-moglo-ne-byt-s-sinhronnym-perevodom-vladimira-kolyazina/), Бертольд Брехт (https://musicaeterna.org/ru/visit/event/afeatron-lekcziya-teatr-bertolda-brehta-krov-grohot-yarost-v-tvorchestve-brehta/). В этот ряд становится и Анатолий Васильев, с которым поздним воскресным вечером 15 октября публике удалось встретиться лично во Второй студии Дома Радио. Беседа длилась около двух часов, а затем самые стойкие остались смотреть фильм о театре Школа Драматического Искусства «Часть нашей жизни».

С первого же слова Анатолий Александрович обозначил, что пришёл в гости к Теодору, и Теодор сразу представил его как одного из немногих героев своей жизни, обладающего вечно молодой энергией и общение с которым – всегда сеанс внутри лаборатории жизни. Собеседников сложно заподозрить в заблаговременном простраивании драматургии беседы – значит, она удивительным образом сложилась сама. Сначала Теодор рассказал пару историй, случившихся на Афоне и в Эпидавре, это привело к довольно подробному обсуждению спектакля Васильева «Медея» 2008 г., который обернулся самым крупным скандалом в жизни режиссера. Выяснилось, что именно тогда после премьеры Васильев познакомился с Ильёй Хржановским, знакомство привело к приглашению в «Дау», где и произросла дружба с Теодором. Зашла речь и об одном из исходов «Дау» – восьмичасовом фильме-триптихе «Империя» (три части: «Возвращение блудного сына», «Война и мир», «Большой взрыв», первую показывали онлайн однажды, 4 мая 2020 г.), который монтирует Васильев. Он назвал «Дау» квинтэссенцией лаборатории, огромным непроявленным богатством. С подачи Елизаветы Мороз, сумевшей вступить в модерирование беседы на исходе первого часа, говорили о свойствах идеального артиста, о сходствах в работе режиссера и композитора, о катарсисе и возможности его достижения, о системе Станиславского и важности Ежи Гротовского как наследника этой системы. (О последнем можно послушать запись встречи на Новой сцене: https://youtu.be/1Gc4juST1Gk?si=9nTzO4br-_CH7xpB)

В заключение приведём несколько тезисов встречи:

- Анатолий Васильев (А.В.): Русский театр определил предметом драматического искусства действие. Идеальный артист – тот, у кого есть абсолютный слух на действие. Идеальный актёр – это машина, он максимально владеет техникой и именно техника сама производит в нём работу интуиции и увлекает всю природу и доводит её до катарсиса.

- А.В.: Самое сложное в русской культуре, которая замкнула себя на непрерывности психологического развития – научиться работать прерывно, научиться искусству монтажа.

- А.В.: Лаборатория должна когда-то заканчиваться. Иначе она съест саму себя. Она должна быть либо прекращена, либо быть упакована в форму – представление.

- А.В.: Педагог и режиссёр – две противоположные профессии. Я перерождаюсь из одного в другого. Когда я раздвоен – я занимаюсь психологическим театром, когда целен – перехожу к мистериям. 

Мы же остаёмся в ожидании первой премьеры musicAeterna Αθεατρον «Дом 2/27» (https://musicaeterna.org/ru/visit/event/dom-2-27-premera-2/), которая, судя по анонсу, готова встать в ряд посвящений, но уже не персонам (Пауль Целан, Курт Вайль, Марина Цветаева), а пространству. 3 и 4 ноября, билеты в продаже от 750 р.

Текст: Лиза Ординарцева

Фото автора и Саши Перовой 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения