В начале нового театрального сезона в Петербург с большими гастролями приехал Омский государственный академический театр драмы. В рамках гастролей 10 сентября состоялся показ спектакля Алексея Крикливого “Время женщин”, за основу которого взят роман Елены Чижовой. На показе присутствовал автор, правда, это открылось только на поклонах.
Название спектакля громогласно заявляет главную линию - это ретроспектива эпохи через судьбы женщин. Но, к большому счастью, этот спектакль - не реконструкция жизни или быта, а самое сокровенное, то что у нас остаётся от прожитой жизни — воспоминания.
На сцене выстроена комната, она похожа на детский бумажный домик. Но этот чуть основательней, в одном углу у него стоит огромная нога Атланта, в другом - кинескопный телевизор, накрытый салфеткой. На верёвках висит постиранное бельё, столы застелены клеёнкой и за занавески убрана кровать. Вот такой домик получился, а ещё высоко на стене написано “Большевики” и “Ужо”, над большим окном сидит, нахохлившись, нарисованная ворона. На сцену выходит девочка, садится спиной к залу и произносит: “Мои первые воспоминания — снег, ворота, тощая белая лошадь”. Снег и зима будут сопровождать всю историю, за окном мы увидим снежинки и пургу. Это метафора: снаружи холодно, страшно, а дома, среди родных, уютно и спокойно.
История построена режиссёром как детские воспоминания девочки Сузанны-Софьи (Ирина Бабаян), от этого и все персонажи выглядят немного сказочными, да и сюжет вполне укладывается в рамки сказки. Этот спектакль - путь героя через дремучий лес жизненных передряг. Главная героиня очарована историей спящей красавицы, которую она увидела однажды в Мариинском театре. Сузанна не говорит, но читает и всё понимает. Общается она с миром посредством рисунков. Заговорит она позже, но, когда она повзрослеет, мир так и останется для нее состоящим из рисунков и картин, которые она будет рисовать как настоящий художник.
Сузанна закручивает волчок и всё начинается. Главное - поддерживать движение, чтобы волчок не остановился и не упал. В спектакле параллельно существуют два времени: сейчас и тогда. История будто сворачивается в клубок с двух разных концов. Прошлое начинается с мимолётной встречи Антонина (Кристина Лапшина) и Григория (Игорь Костин), их первой любви, пусть и скоротечной. Плодом этой любви и является Сузанна. Одинокой матери, работающей на заводе, помогает “коллектив”. Она получает комнату в коммунальной квартире, в которой обитают три старухи.
Никакие советские бытовые подробности в быте героев не нарисованы, авторов не интересует детальное выписывание исторических социальных деталей. Главный интерес - это люди и то, что они чувствовали, как жили сообща, их человеческое достоинство. Старушки решают помочь Антонине вырастить Сузанну. А она, в свою очередь, заботится о быте старушек, то пирожков напечет, то за мукой в очереди всю ночь отстоит. Трудности советского быта передаются тут в общих деталях, как испытания главного героя. В постановке “бабушки”, словно мойры, плетут судьбу девочки, и зовут их Гликерией (Валерия Прокоп), Евдокией (Татьяна Филоненко) и Ариадной (Элеонора Кремель). У каждой свой характер, своё понимание, как надо жизнь проживать, своя нелегкая судьба. Войны, блокада, репрессии прошли через жизнь этих женщин, и порой кажется, что это и есть наша страна - у неё женское изможденное лицо.
Мужчины в этой истории присутствуют, но все они оказываются связаны любовью с героинями. Ветреный и малодушный возлюбленный Антонины — Григорий, любивший всю жизнь романтик - доктор Соломон Захарович, новый расчётливый и неприятный жених Николай (Олег Теплоухов). Все они - лишь эпизодические герои истории, всё на себе несут только женщины. Человеческого горя в этой истории много, но нет трагедии. Сплочённость, стойкость и оптимизм — вот какие уроки герои выносят из неё, это не даёт им пропасть. Алчные и прагматичные пропадают, растворяются. О них и не стоит вспоминать.
Во втором акте можно физически почувствовать, как время замедляется, когда Антонину настигает болезнь. Она лежит на кровати, а дочка укрывает её бумажными снежинками как саваном. Смотришь, и это ранит в самое сердце. Как бы мы ни держались за жизнь, иногда кто-то надрывается как Антонина и уходит слишком рано. Но она продолжает жить в сказочных воспоминаниях дочери. В них все собираются за общим столом в новой большой квартире, мама в нарядном платье и рядом любимый. Все чокаются, обнимаются и желают друг другу счастья.
После этого спектакля остаётся чувство светлой грусти. Кажется, именно в этом и была задумка режиссёра и актёров: докопаться, воскресить всё человеческое в зрителях, чтобы можно было выйти на улицу и увидеть добро вокруг нас.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра