Только сердце видит ложь 

23 сентября на сцене театра «Легенда» под звон свадебных колоколов в самые темные уголки души подбирали ключи молодожены с очень непростым прошлым в спектакле «Замок синей бороды». Режиссер постановки Софья Стрейзанд создала музыкальный триллер на основе сказок, мифов и психоанализа, в котором происходит исследование любви, ревности и мести в холодном, враждебном, послевоенном, средневековом пространстве. В камерной постановке зрителей ждет увлекательный сюжет с неожиданной развязкой, бесподобная музыка Сергея Рубальского и Артема Петайкина, и великолепный дуэт известных артистов мюзиклов Александра Осинина и Натальи Куликовой. 

По задумке создателей сюжет спектакля разворачивается в мрачном замке. Это место действия, словно сошедшее со страниц произведений Гюго, Виньи или Мюссе, создает мелодраматическую атмосферу, в которой, по всем канонам романтизма, из пустоты рождается мерцание, а через сочетание высокого и низкого, трагического и смешного, а так же других взаимоисключающих сторон действительности, достигается высшая полнота раскрытия разнообразия жизни. 

Лучом света в этом темном царстве становится сирота Юдифь (Наталья Куликова), которой предстоит связать свою жизнь с вернувшимся с войны герцогом (Александр Осинин). Перед зрителями воссоздан образ человека, пораженного и разбитого войной. Его преследуют тяжелые сны о прошлом, «глаза видят только войну», чувств и эмоций нет, а ему нужно жить в новом пространстве с молодой женой. 

Александр Осинин, ранее исполнявший роль также не адаптировавшегося к мирной жизни военного Гэтсби и алхимика графа Сен-Жермена, объединил в герцоге все самые необычные черты этих героев. Его герой – хладнокровный аристократ, и одновременно в нем бурлят страсти: гнев, ревность, дьявольское желание подвергнуть женщину испытаниям и поставить под угрозу ее душу. 

Инстинктивное любопытство Юдифь помогает девушке преодолеть воздвигнутый мужем душевный барьер и увидеть источник тех страшных стонов и теней, которые преследуют ее в замке. Девушка, как опытный психоаналитик, исследует скрытое и запретное, а способность вытерпеть увиденное позволяет ей найти выход. Символично ее имя: Юдифь – это и спасшая родной город иудейская героиня, и персонаж оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». 

В спектакле есть несколько пластов смыслов. На верхнем – история любви, в которой все комнаты замка, включая тронный зал, увешанный рогами и шкурами охотничий зал и даже темницу, представляют собой стадии развития отношений: гордость, страсть и ревность. 

На втором уровне – игра жертвы и преследователя, в которой не все так очевидно, как могло бы быть. Для того, чтобы страсть возникла, девушка из попавшей в клетку «певчей птички» превращается в прекрасную Шахерезаду, способную увлечь мужчину песнями, игрой на лютне, танцем, притчами, знанием латыни и таким поцелуем, что вся его агрессивная природа оказывается покоренной. 

При этом диалоги пары – это не только встреча жертвы с хищником, от которого нельзя отводить взгляд, но и сеанс психоанализа, на котором молодой муж вспоминает детские травмы, слышит голос отца и пытается забыть ужасы войны. 

В спектакле, кроме музыкальных партий, интересно сделаны декорации: темные стены замка и яркие цветные витражи стали прекрасным антуражем для появления жутких призраков, пугающих, увлекающих за собой и предупреждающих о возможных угрозах молодоженов. Это необычное сочетание иллюзионистского искусства, мрачных и тревожных интерьеров, словно сошедших с картин Яна Ван Эйка, и постоянного колебания между плоскостью и глубиной, создает модернистский коллаж, в котором несколько уровней реальности показывают не картину, а новый мир с выразительным, красноречивым содержанием, где через минимум решений проступает интеллектуальное пространство для исследования и анализа. 

Независимо от того, показывает ли герцог Юдифь лавровый венок и другие награды, или рассказывает о том, как в часовне отпевали его мать, его желание остается неизменным – он уверен, что «человеку следует держаться подальше от бездны». В то время, как Юдифь решает «не бояться правды и не бежать от нее». И это, пожалуй, самая глубокая философская мысль спектакля. В этой идее наиболее полно выражен принцип построения неоклассицистического спектакля, что еще больше создает атмосферу эпохи, — сценография, музыка, визуальные эффекты, трактовка характеров и все детали актерского исполнения гармонично подчинены главной организующей мысли. 

И пока перед зрителями разворачивается триллер в духе театра жестокости Арто или шекспировской трагедии о Гамлете, до конца постановки сохраняется интрига: кто такой герцог – гений, приговоренный к одиночеству между посредственностей, или убийца, обладающий склонностью к метафизическому отчаянию? Обладая, похоже, безграничным актерским темпераментом, Александр Осинин очень тонко и отчетливо – голосом, тоном декламации, речью, мимикой, жестами, паузами, шепотом и живым движением показал человека, чье зерно характера соткано из контрастов: вслед за образом отстраненности, когда каменно-холодный взгляд устремлен в пустоту, эффектно и неожиданно возникает охваченный страстью любовник. Эти эмоциональные переходы и сценическая интерпретация драматического характера оживляют роль энергией, а свобода исполнения оставляет пищу для воображения — так много в ней силы и многообразия человеческой природы. 

Создатели мюзикла – сильная и опытная команда профессионалов. Их предыдущий мюзикл «Дама Пик» собирает полные залы уже не первый год, меняет финалы, составы и продолжает удивлять зрителей. В частности и поэтому постановка «Замок синей бороды» обманчива и только кажется прозрачной. За легкостью формы скрыты тяжелые и, к сожалению, актуальные темы: адаптация к жизни после войны и человеческая жестокость, электричество любви и жажда мести, тотальная переоценка ценностей и печальное бесчувствие там, где могла бы начаться новая, волшебная история абсолютной взаимной радости. 

Текст: Инна Зайцева

Фото: Наталья Иванова 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения