Стыдно быть несчастливым 

7 сентября в Театре на Литейном рушился дом и открывался портал в другую вселенную в постановке «Звезды в черной дыре». Режиссер Иван Рябенко создал короткую фантасмагорию о возрастных кризисах, душевном напряжении и человеческих отношениях внутри одного мифического пространства на границе прошлого и настоящего, реального и нереального. Обаяние и идеализм молодости, зрелая ласковая материнская любовь и нежность, а также сумасбродная забота старости – тот коллаж образов, который предстает перед зрителями в ироничном ключе. 

Сцена разделена на четыре части. Первая – это диван, на котором расположились ностальгирующий по подростковой дерзости Саша (Николай Красноперов) и юная, мечтательная Катя (Александра Жарова). Катя – тот человек, которому удается сохранить веру в чудеса. Пока все спят, эта хрупкая девушка отважно заглядывает в пугающую всех вокруг черную дыру, неожиданно возникшую в стене старого дома, получает от нее необычные подарки, грациозно танцует и легко преодолевает границу между сном и явью. Катя уверена, что, когда она смотрит в дыру, на нее тоже кто-то смотрит «ласково и без всяких ожиданий». Для Саши дыра – напоминание о несбывшейся мечте о «зеленой двери» Уэллса, очередной вестник экзистенциального ужаса, от которого хочется сбежать, или который нужно разрушить. 

Во второй части сцены «капитан этого судна» старшая по подъезду Зинаида Петровна (Елена Ложкина) смотрит неработающий телевизор, выращивает единственного друга – цветок в горшке и контролирует все происходящее в доме. Она – душа этого разрушающегося здания. Так же, как и Катя, эта пожилая женщина одной ногой стоит в реальности, а другой – в потустороннем мире. Поэтому ей дыра дарит воспоминания о былой любви. А в какой-то момент происходит настоящее чудо, когда белый шум экрана сменяется кадрами концерта, которым дирижирует Валерий Гергиев, или монологом Александра Володина с рефреном самой значимой фразы спектакля: «Стыдно быть несчастливым». 

В третьей части сцены Татьяна (Светлана Шаврова) вяжет, распускает, а потом снова вяжет шапку своему сыну-подростку Коле (Максим Зауторов). Их пара – идеальный тандем, в котором несмотря на небольшие бытовые конфликты, вроде ссор из-за тюбика зубной пасты, комфортно обоим. И если три женщины в спектакле – это три поколения, в каждом из которых есть различия, но есть и сходство – нечто мистическое, ведовское, проявляющееся в момент танца; то Коля и Саша – это два разных по возрасту, но одинаковых по сути человека. Их объединяют не только одинаковые свитеры, но и инфантильное восприятие мира, в котором об одном заботится мама, а о втором – жена. Саша уверен: «Главная проблема – взрослых не существует. Есть только старики и дети», причем «дети – фотка, а родители – раствор, чтобы ее проявить». Но детей у Саши нет, потому что они с Катей – сами еще дети, нежелающие и неумеющие взрослеть, боящиеся ответственности и движения «в сторону кладбища». 

Пока одни видят в дыре звезды, а другие – опасность, дом, в котором живут все герои спектакля, разрушается. Громкие звуки, пыль, скрежет этого падающего старого здания – символ прощания и необходимости отпускать прошлое, иллюзии и страхи. У каждого возрастного периода есть свой конец, а критическая переоценка этого часто приводит к кризису. В этот момент все четче осознание собственной смертности и все ярче страх так и не реализовать свои возможности и таланты. 

Четвертая часть сцены – это дыра, которая, по задумке автора пьесы Вероники Вельт, становится порталом в некую другую реальность, трансформирующую, как зона в «Сталкере», людей и дающую каждому то, что он заслуживает. Черная дыра — это не Дед Мороз и не добрая «мама-вселенная», скорее это запретные чувства, вытесненные воспоминания, забытые желания, которые возвращаются к нам из подсознания и требуют, чтобы мы их прожили, пока живы, и прочувствовали, пока еще есть силы любить. 

Постановка получилась смелая, современная, до грубости прямолинейная и очень искренняя во всех проявлениях чувств: крики Саши сменяются молчаливым любопытством, злость Кати – нежностью, избегание Татьяны – попыткой понять, а Зинаида, приобретает очень важный навык – отпускать то, что должно уйти.

Тьма дыры противопоставлена свету, падающему на лицо Кати в момент ее символического «пробуждения». И так же, как длинные тени движутся по стене, болезненные чувства покидают героев, оставляя их наедине с реальностью, в которой после обретения личностной целостности можно почувствовать настоящее счастье.

Текст: Инна Зайцева

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения