Страдания под маской тщеславия: о жестокости людей и вреде музеев в спектакле «Бетховен»

Тщеславный музыкант или несчастный человек? Признанный в свое время композитор или предмет насмешек для самодовольного Моцарта? Кем был тот мальчишка Людвиг и чего вы не знали о будущей всемирно известной личности – обо всем по порядку в коротком моноспектакле «Бетховен» в театре «Практика». Премьера состоялась в 2017.

Если сегодня спросить у любого прохожего, кто же такой Людвиг ван Бетховен, то можно услышать различные ответы – от “величайший композитор всех времен” до “тщеславный глухой музыкант”. Даже те люди, которые не близки к искусству, все равно хотя бы раз слышали это имя.

Искусственный интеллект с каждым днем все больше заменяет человеческий, даже экзамены уже в ряде мест принимают механические системы, запрограммированные на определенные ответы. И это убивает человеческое восприятие, особенно в такой сфере, как искусство. С этого и начинается спектакль режиссера Хуго Эрикссена по тексту Валерия Печейкина.

Передать душевные переживания не только теряющего слух композитора, но и современных творческих личностей, которые относятся к Бетховену с уважением, помогают декорации. Придя в малый зал, вы не попадете в типичный театр. Скорее, в темную комнатку музея примерно на 40 человек, обставленную художницей Юттой Ротте: парик и сюртук, нотные тетради и слуховые трубки, письма композитора и его посмертная маска.

Людям кажется, что если они сохранят эти вещи за стеклянными витринами, то смогут продлить память о великом человеке и выказать ему тем самым уважение. Да, отчасти это так, но нельзя забывать, что любая знаменитость – в первую очередь, че-ло-век, а мавзолеи лишь убивают воспоминания о таких людях. И в моноспектакле актер Юрий Межевич показал нам Бетховена с новой, человеческой стороны.

Во время спектакля вам не будут озвучивать скучные даты, которые вы тут же забудете. Эта постановка больше про жизнь и внутренние переживания гения, из которого сначала пытались слепить второго Моцарта, а позже обвиняли в тщеславии, не зная, что Людвиг потерял самое ценное для композитора – его слух. Плакать вы вряд ли будете, но посмеяться сможете.

Только будьте готовы, что покупаете билет не на традиционный спектакль, а на подборку анекдотов, одноактных юмористических пьес, интернет-роликов и современных адаптаций. Услышите вы и легкую брань от Моцарта, и крики Бетховена, а главное — попытаетесь разобраться: состоялась ли в XVIII веке встреча этих двух человек?

Не хочется делиться спойлерами, чтобы не портить ваше будущее впечатление о спектакле и не навешивать лишних ожиданий. Но отметить игру актера точно не помешает: Юрий Межевич действительно профессионально смог сыграть сразу нескольких абсолютно разных личностей, что порой даже возникало ощущение: а точно ли это один и тот же человек?

Узнать что-то кардинально новое о Бетховене вы вряд ли сможете, особенно если интересовались ранее его биографией. Да и цели такой у режиссера не было. Зато вы сможете приоткрыть мавзолей и сложить свое впечатление об известной личности и ответить сами себе на главный вопрос: так каким же все-таки человеком был Людвиг ван Бетховен?

Текст: Анастасия Кулипанова

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения