Прости их, Саша Зайчик из школы 37

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (Конституция РФ). 

Спектакль Сергея Азеева вернулся в Скороход и состоялся 14 сентября. Когда будет следующий - никто не знает. Сталинские репрессии пытаются отменить на уровне государства, таблички "Последнего адреса" демонтируют. Но мы - люди и поэтому будем помнить. Будем читать книги, смотреть фильмы и спектакли, и думать, и хранить в своей душе имена безвинно уничтоженных. 

Евгений Ельчин написал книгу "Сталинский нос" (которая рассказывает о репрессиях глазами ребёнка) в 2011 году. Здорово, что Сергей Азеев в эмиграции в Париже прочёл её и в ноябре 2022 выпустил для нас важный и страшный спектакль "Саша, не бойся", он камерный, всего на двух актёров (суперзвезда всех спектаклей с использованием кукол - Станислав Демин-Левийман, и великолепная Анна Кочеткова-Лебедь, которая может сыграть любую роль - и маму, потерявшую ребёнка, и умную мышь, и, как выяснилось, Сталина) и одного мальчика-куклу, очень реалистичную, я не могу на неё смотреть, честно. 

Саша готовится стать пионером, любит вождя, мечтает стать достойным гражданином страны. Он живёт в коммунальной квартире, и по количеству звонков в дверь узнает, за кем из соседей приехал чёрный воронок этой ночью. Как говорят сегодня красно-коричневые, арестовали - значит, было за что. Но однажды приедут и за Сашиным отцом, КГБ-шником, махровым патриотом. Товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка (клише? Может быть, но повторить будет не лишним). Когда система пересыщается неугодными, она начинает жрать своих, на месте пропагандистов всех мастей (я в том числе имею ввиду учителей, что фальсифицируют выборы и сдают детей ментам за рисунки, я имею ввиду стариков, ворующих у нас будущее, в котором их не будет, "заедающих наш век") я бы серьёзно об этом задумалась прямо сейчас. Но я ни за что не соглашусь оказаться на их месте. 

Я не хочу умирать из-за
двух или трех королей, которых
я вообще не видал в глаза
(дело не в шорах, но в пыльных шторах).
Впрочем, и жить за них тоже мне
неохота. Вдвойне.

Очень символичная, мне кажется, у Ельчина получилась книга, и спектакль вышел таким же ("Аня, подойди, пожалуйста, к Сталину" - Сергей Азеев). Саша Зайчик учится в 37 школе, не отсылка ли это к 37 году, началу Большого террора? Постановка минималистичная, как я люблю, все действие происходит либо в школьном классе, либо в кабинете на Лубянке (стол, лампа, карта СССР - страны, залитой кровью, она никогда не отмоется), мы видим скудное убогое убранство, основное "украшение" - бюст Сталина, на которого смотрят с обожанием. Этот весь наш вождизм глубинный мне напоминает принцип абьюзивных отношений "бьёт - значит любит". Чем кровавее тиран, чем больше он теряет человеческий облик, тем сильнее народ им восхищается. Я не знаю, чего здесь больше: глупости или злобы. Бродский опять прав, свободный (и счастливый) человек не помнит отчество у тирана. 

Текст: Алла Игнатенко 

Фото Натальи Тютрюмовой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения