Под звуки музыки

Невероятно красивое звучание скрипки и фортепиано можно было услышать в Музыкальной квартире на Тверской (новая площадка Москонцерта). 2 сентября здесь состоялся концерт «Душа России в сердце каждом». В программе – произведения П.И. Чайковского в исполнении заслуженного артиста России Александра Чернова (скрипка) и Александра Блока (фортепиано).

Название концерта выбрано не случайно – П.И. Чайковский любил все русское и гордился тем, что он русский. В своем творчестве композитор неизменно отражал культурные особенности России, бескрайние просторы и самобытный характер русской души. В каждом звуке слышится что-то свое, родное.

«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности… До страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, я русский в полнейшем смысле этого слова. Страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи», – говорил композитор.

Концерт открыла пьеса «Сентябрь. Охота» из знаменитого цикла «Времена года», который можно назвать иллюстрацией дворянской жизни XIX века. Любопытна история появления этого цикла: каждый месяц в журнале для любителей музыки должна была появляться новая пьеса, посвященная наступающему месяцу. К каждому произведению подбирался эпиграф, раскрывающий ее содержание. Для пьесы «Сентябрь. Охота» были взяты строки из поэмы Пушкина «Граф Нулин»:

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах».

Сезон охоты начинался в сентябре и язык звуков передает охотничьи настроения: слышны позывы охотничьих рожков, звонкий лай собак, топот бегущих лошадей…

Охотничью тему сменяет одно из самых сложных в исполнении произведений П.И. Чайковского – концерт для скрипки ре мажор, соч. 35 в переложении для фортепиано. Исполнители своей игрой продемонстрировали виртуозную технику и смогли передать различные настроения и эмоции.

«В чем трудность Чайковского? В бесконечном развитии мелодии. В этом произведении, когда заканчивается гриф скрипки, нужно продолжать – сначала вниз, потом вверх – пауз нет. Это создает невероятные сложности скрипачам и требует особого технического мастерства», - отметил Александр Чернов.

В завершении вечера выразительно прозвучала меланхоличная пьеса «Мелодия» соч. 42 № 3, которая стала заключительной в цикле «Воспоминание о дорогом месте». Она известна своими плавными линиями сюжета и эмоциональной глубиной, которая заставляет задуматься о самом важном.

Описывать музыку можно, но лучше приходить на концерты. В Музыкальной квартире нет дворцовых убранств, однако камерная атмосфера и уют позволят сконцентрироваться на главном – на музыке.

Текст: Татьяна Осипова

Фото Москонцерта 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения