“Катапульта”: “ты летишь, и пока ещё дальше не понимаешь, что будет. А потом понимаешь. Но поздно” 

Трагедия смешного человека - жанр премьерного спектакля “Катапульта” Семена Серзина в Невидимом театре. Он поставлен по одноименной пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского. Пьеса была написана в 2020 году на фабрике нарративного театра "Дисциплина" в Новосибирском театре "Старый дом". 

Серзин, будто обыгрывая название своего театра, делает видимым ненужного человека. Это не первое сотрудничество с Богославским - в 2017 году была выпущена постановка по “Любви людей”, тоже с героями среднего возраста, “потерянного поколения”, как скажет один из героев “Катапульты”. В обоих произведениях присутствует криминал, насилие, жестокость - но и светящиеся еще ярче и трогательнее на контрасте любовь и нежность. 

“Катапульта” - потому что летит в бездну, будто в катапульте, главный герой Вадик (Коля Куглянт). Он - архетип мечтателя-неудачника из советского кино, мягкий и безвольный, живёт без цели и вот-вот может оступиться. “Прокажённый – это больной проказой. Она-то лечится, а вот как неудачу свою вылечить?”. Вадик ещё сохраняет душу - в отличие от Рельса (Алексей Фролов) и Ильи (Миша Касапов), запросто готовых на предательство и убийство. Кровь - пророчество, что въестся герою под кожу в начале спектакля, и спастись от нее нельзя, можно только выбрать, чью пролить - свою или других. И Вадик делает свой выбор. 

Он добр и внимателен к другим, поэтому он почти не удивляется знакомству с ангелом во плоти - рассудительной и добросердечной Мариной (Саша Никитина/Тася Вилкова), посланным, наверное, боженькой для своего все же любимого непутевого “ебобошеньки”. Вадик всё еще верит в людей и свет, поэтому и помощь, предложенная Мариной, не воспринимается как нечто неправдоподобное. В чудо всё же хочется верить в любом возрасте. 

Сценография спектакля лаконична - скамейка да урна, с которой герой всё никак не может расстаться. Расширяет пространство видеотрансляция из дома жены Вадика, ее он любит и после развода, и их встречи - как нечто личное, очень важное, то, за чем мы “подглядываем”, демонстрируются на проекторе. Только в страшном финале Валя (Юля Башорина/Алена Митюшкина) покинет уютный мир комнаты с ковром на стене и появится на сцене. 

Вадик - инфантильный чудак, живущий по справедливости. В мире амбиций, где фокус внимания - зарплата и успех, такие не выживают, они добровольно сходят с дистанции. Вот и Вадик честно пытается участвовать в гонке подобно тому самому легендарному легкоталету, героически выигравшему марафон в чужих кроссовках из мусорки. Вот только Вадик - не победитель и не герой, он - мы с вами. “Мир огромный, а мы же в нем крошеньки” и все ждем, что придет к нам ангел-хранитель и решит все наши проблемы.

Текст: Наталья Стародубцева

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения