Дети «На стриме» – родители на стрёме: берем носовые платки и погружаемся в конфликт поколений в мире цифровых технологий

Конфликт поколений сохраняется и в XXI веке, но старые произведения из классики детям уже не так интересны, а родители не понимают, почему подростки злятся на них “без причины”. Спектакль "На стриме" ("Арт-платформа" в Новом Манеже, премьера - 7 сентября 2023) наглядно показывает, как самые близкие люди превращаются во врагов. Итак, готовьте салфетки, слез будет много.

[caption id="attachment_176320" align="alignnone" width="2560"] Фото предоставлено пресс-службой Арт-платформы[/caption]

Современные молодые хотят, чтобы их заметили, чтобы на них обратили внимание окружающие, а родители уже перестали считать маленькими. Но только еще не до конца сформированное сознание порой приводит к немалым проблемам. И если раньше дети могли бунтовать и протестовать только против мам и пап, максимум объявляя голодовку (от которой быстро отказывались), то сегодня дела обстоят куда серьезнее.

– Я протестую!

– Против чего?

– Против всего.

Этот диалог из спектакля "На стриме" Дмитрия Бикбаева показывает, что люди любят вписываться в различные “движухи”, следовать за толпой, негодовать и высказывать свое мнение (а свое ли оно на самом деле?). Но при этом даже не понимая, что конкретно их не устраивает в ситуации.

И, когда речь идет о подростках, градус тревожности сильно повышается. Сегодня есть интернет, соцсети, стримы (прямые эфиры). Во все времена подростки намного активнее объединялись не за что-то, а против. Бунтарский дух подталкивает на не всегда законные действия. Может показаться, что они еще всего лишь дети, они просто играют.

"Играют. Но кто сказал, что детские игрушки безобидны? Дети вырастают и превращаются в совсем не игрушечных чудовищ".

[caption id="attachment_176324" align="alignnone" width="670"] Фото предоставлено пресс-службой Арт-платформы[/caption]

Яркий пример – главная героиня Вера (Анастасия Теплинская) – младшая дочь прокурора Баталина (Станислав Курач). Она эмоционально реагирует на все вокруг в свои 20 лет, уехала учиться и почти не приезжает домой. Папе и маме (Ирина Линдт) она про себя толком ничего не рассказывает, часто ругается с ними, паясничает, а о приезде сообщает лишь друзьям. Хотя… точно ли они ей друзья?

С одной стороны, это смелая и решительная девушка, которая идет к своим целям, желает высказывать свое мнение. Но у всего есть обратная сторона, поэтому так важно не уходить в негативную часть этих проявлений. Вера презирает свой город за то, что он, как и люди в нем, практически не меняются. «Хотя на что я вообще надеялась? Разве ЗДЕСЬ что-то могло измениться?» – удрученно, но язвительно отмечает героиня.

Разумеется, главное в драме – сюжетная линия и заложенный глубокий смысл в диалоги персонажей. Но давайте отвлечемся на немаленькие мелочи. На протяжении всего спектакля мы везде замечаем ярко-зеленый цвет: шапка художника, записка, папка с файлами, пол, лестницы, листы бумаги, худи, ручка у тележки, гитара, подсветка. И это не просто так, ведь зеленый – цвет молодости, обновления, но еще это цвет неопытности и незрелости.

[caption id="attachment_176322" align="alignnone" width="2560"] Фото предоставлено пресс-службой Арт-платформы[/caption]

Чтобы спектакль увлекал не только взрослых, но и подростков, были добавлены элементы эффектного шоу: круговорот в ванной, рокер с гитарой, светомузыка и современные песни, зрители на экранах телевизора, маленькая девочка (Елена Байбикова) и мишка с камерой. В какой-то момент этот медведь начинает навевать страх, и не просто так: заканчивается все тем, что некое полусущество зазывает детей в темноту. Здесь речь не об ужастиках, а про современные реалии, суть которых полностью поймет только тот, кто посетит сам спектакль. Сначала зритель не осознает, кто из героев хороший, кто – плохой. Но позже возникает вопрос: а можно ли делить мир на черное и белое? Что такое плохо, а что такое хорошо? Знает ли это кто-то вообще?

Дмитрий Бикбаев поставил спектакль «На стриме» по пьесе драматурга и общественного деятеля Александра Звягинцева. Эта драма – многогранное высказывание о любви и современном творчестве, о конкретной личности и семье в целом, об обществе и тех процессах, которые в нем протекают.

[caption id="attachment_176323" align="alignnone" width="2560"] Фото предоставлено пресс-службой Арт-платформы[/caption]

"Что имел ввиду автор? Что хотел сказать? Мы находим здесь отражение себя. Родители не могут разобраться в себе, а страдают от этого дети", – отмечает режиссер.

Театр – почти социальный институт, и Бикбаев уверен, что искусство может помочь объединить поколения. На премьере спектакля 7 сентября зал был забит. И в конце у зрителей слезы лились ручьем. Не могу отвечать за всех, но взахлеб ревела я и две девушки рядом, даже взрослый мужчина активно вытирал глаза. Режиссер хотел своим творением добиться того, чтобы близкие люди ценили друг друга и чаще обнимались. И это ему точно удалось: мы живем в разных городах с родителями, но сразу после спектакля я, вся заплаканная, позвонила папе и сказала, как же сильно его люблю! Родитель вы или же сами еще подросток, умудренный опытом взрослый или молодой человек – неважно. Абсолютно каждый найдет в этой постановке что-то для себя: будь то ответы на волнующие вопросы, предостережение от ошибки, воодушевление от яркости представления или отражение себя.

"В моей семье не было культуры обмена эмоциями, сомнениями, поддержки. Может, поэтому я и решил поставить эту пьесу", – заключил Дмитрий Бикбаев. Следующий показ спектакля "На стриме" в Москве состоится 30 октября в "Арт-платформе" в Новом Манеже.

Текст: Анастасия Кулипанова

Фото организаторов

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения