Платонов. Один дачный случай

Если лето в Петербурге удалось, то непременно хочется гулять, а не сидеть в зале театра. И гулять, и в театр - кажется, так не бывает. Но театр Мастерская, в лице режиссёра Сергея Панькова и артистов труппы театра, придумали спектакль на открытом воздухе. Спектакль позиционируется как иммерсивный, но мне хочется описать его как погружающий, обволакивающий и немного двигательный. За основу взяли первую законченную пьесу Антона Чехова “Безотцовщина”, она сама по себе объёмная, но интересная, в ней видны сюжеты других будущих пьес автора. Режиссёр адаптировал сюжет, выделил интересующие его линии и поместил всё в прекрасное место — парк музея-усадьбы Г.Р. Державина.

Воскресный вечер, 13 августа, на улице душно и жарко, летний зной не отпускает город. Зрители входят в парк. Там тихо и зелено, ещё есть время до начала действия, чтобы прогуляться. Обязательно нужно пройтись по дорожкам в парке. У барской усадьбы накрыт стол на двоих: цветы в вазе и тёмная спелая черешня. Дальше аллея ведёт через ажурный мостик, на котором кто-то приготовился удить рыбу и оставил удочку и ведро. По пути зрителям встречается хозяйка усадьбы. Она идёт под руку с джентльменом во льняном костюме и соломенной шляпе, они здороваются и дальше неспешно удаляются. Тут же бегает суматошный генерал в цветастом халате и спущенных носках, он то ищет, то гоняет Осипа. Наконец, зрители набредают на беседку, в которой накрыт большой обеденный стол, рядом расставлены шахматы, а в кустах почему-то валяется овечья дублёнка. Напротив зрительские ряды - всё начинается с томной беседы за столом. Люди пьют чай, а их жизни разбиваются вдребезги.
 
 
Почти все герои пьесы сохранены, они беззаботно гуляют по парку до начала представления, делая зрителей частью их истории. Анна Петровна (Мария Столярова), строгая и прекрасная, сидит уже в плетёном кресле, очаровывает всех мужчин, приходящих к ней в гости. Она поёт романс и все замирают, а студент, идеалист Венгерович (Антон Горчаков) ей подыгрывает на гитаре. Про Исаака Абрамовича хочется сказать отдельно, выведен он в спектакле очень интересным, умным и тонким. Большую часть времени он молчит, однако взгляд и позы показывают, что многое его печалит и оскорбляет во всей этой ситуации. Среди гостей есть молодой доктор-остряк Трилецкий (Дмитрий Миков), он добавляет остроты и пикантности всему происходящему, в нём остаётся до конца загадка, способен он на искреннюю любовь или же нет. Его отец Иван Иванович (Фома Быгзу) хоть и кажется этаким медведем, но на самом деле оказывается самым чутким и человечным из всех. Тут же и сын Анны Петровны - Войницев Сергей Павлович (Михаил Гаврилов). Он недавно вернулся в имение. С ним приехала его новоиспечённая жена — Софья Павловна (Дарья Завьялова). Сергей весел и беспечен, он похож на хулиганистого подростка, бегает с сачком и любуется цветами. Софья Павловна нежна, свежа, наивна, её всё восхищает.
 
В такую радостную обстановку летним вечером влетает оригинал Платонов (Сергей Паньков) с баяном и громкими криками. Одет он в русскую косоворотку и соломенную шляпу, все повадки его кажутся диковатыми для этого размеренного общества. Однако за что-то все его любят. За шутками Платонова вдруг да промелькнёт горькая философская фраза. Жена его, Сашенька (Анастасия Стебнева), скромно стоит рядом, но именно она и будет олицетворять всё хорошее, что есть в Платонове. После разговоров будут танцы для артистов и гостей, для поднятия настроения и жизненного тонуса. Но какой же летний вечер без признаний в любви? Хотя так сразу нельзя, нужно прогуляться по аллеям, и обязательно посплетничать. Вон там, под деревом, бывший генерал сидит, напился и дочку поучает, что муж у неё бестолковый, переживает за неё. Дальше идём и тут уже интимное, полное воспоминаний первой любви признание Софьи Платонову. Даже смущаешься видеть такое сокровенное объяснение. На большой поляне пикник затеяли, а потом и фейерверки пускать будут. Обязательно кто-то решит окунуться в ручей. Вокруг простирается весёлая, шумная, страстная жизнь, сопротивляться ей бесполезно, надо окунуться и дать ей себя
унести. Таких немного вскруженных зрителей приглашают внутрь усадьбы на второй акт.
 
 
Торжественный зал с портретами и хрустальными люстрами. В зале играют на рояле и скрипке, музыка настраивает на более спокойный и немного тревожный лад. На балкон вбегает Анна Петровна и говорит, что Платонов исчез. Её крик будто всё обрывает, и дальше действие будет нестись быстрее и неистовее. К ней подходит Сергей, он переменился, нет былого весёлого выражения лица, он осунулся, одет в нелепый пиджак с кружевами. Тут все переменились. Невинная влюблённость оборачивается изменой, которая рушит одни отношения за другими. Платонов из оригинала превращается в слабого безвольного человека, всем почему-то хочется его убить. Любви нет нигде, есть стыдливые скандалы в дальних комнатах и слезы. Имение выставлено на торги. Платонов лежит на полу. "Господь забыл нас всех за грехи", скажет Иван Иванович в конце.

И кажется после, что получился у театра летний, лёгкий, но не легкомысленный спектакль, с той неповторимой атмосферой чеховских пьес, где герои, скучая всю зиму, летом предаются своим страстям, кружатся и сгорают.
 
Текст: Наталья Яковлева
 
Фото Стаса Левшина и Ирины Коплановой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения