Открытый взгляд в вечность, тьму и вглубь себя

15 августа на Новой сцене Александринского театра начался юбилейный ХХV международный фестиваль современного танца “Open look 2023”. В честь открытия фестиваля для прессы состоялись показы сольной постановки “Tué” армянской танцовщицы и хореографа Лилит Акопян и подготовленного ей совместно с артистами Театра танца «Каннон Данс» фрагмента спектакля «Бессердечность». Все зрители по предварительной регистрации могли посмотреть перформанс в стиле брейкинг-живописи петербургского танцора Николая Владимирова «Сейчас навсегда». Основным спектаклем первого дня фестиваля стала постановка «Вместе поодиночке» московской компании современного танца Libertatem.

Название фестиваля «Open look» переводится как «Открытый взгляд». Именно так: внимательно, открыв глаза и сердце, желательно воспринимать современное искусство. Сегодня хореографы все чаще изобретают изысканный танцевальный язык, сочетая оригинальную пластику и классику, философию и психоанализ, танец и драму, естественность и актерскую игру. Танец становится все более осмысленным, отражая проблемы культуры и искусства современности. Например, десятиминутный танец «Tué» («Убитый»), поставленный немецким хореографом Марко Геке – это выразительное, пантомимное повествование. Исполнительница Лилит Акопян под печальную французскую музыку и в полной тишине воплотила целый спектр образов, в которых сочетаются сила, женственность, резкость, порывистость, жажда полета и свободы.
 


Вместе с артистами Театра танца «Каннон Данс» Лилит Акопян подготовила спектакль «Бессердечность», показ которого запланирован на 19 августа. В сценическом танце воплотились эстетические идеалы современного общества – потеря идентичности ради адаптации, жажда власти и успеха, нарушения связи психики и тела, филофобия, одиночество и беспокойные герои, стремящиеся отказаться от чувств, как от помехи. Эти смыслы транслируются через повторяющиеся, механистические, угловатые, изломанные, резкие движения вокруг головы от сердца и застывшие лица, беззвучную речь и гримасы, под современную музыку и римейк на песню группы Nirvana “The man who sold the world”.

Каждый год на фестивале «Open look» проходят не только постановки на сцене, но и перформансы. Основатель направления «брейкинг-живопись» Николай Владимиров вместе со зрителями создал новое произведение искусства непосредственно в фойе Новой сцены Александринского театра. Под звуки ханга и ритм барабанов Николай танцевал брейк на холсте, добавляя на него краски не только с помощью рук или ног, но и с помощью танца. Эта картина получила название «19:34. 15.08.23», потому что именно в это время она была закончена. Так удалось поймать момент и зафиксировать его в вечности искусства — в том, что останется после нас. Картина навсегда сохранила те эмоции и ощущения, атмосферу и энергию, которые были у зрителей и танцора, движения и статику, ощущение мимолетности момента встречи и осознание того, что любая встреча может оказаться последней.

Представленный московской компанией современного танца Libertatem спектакль «Вместе поодиночке» — россыпь метафизических вариаций. Спектакль начинается с того, что несколько людей спиной к залу смотрят во тьму, которая, кажется, постепенно начинает вглядываться в них. Символы спектакля: качели, веревки и доски, посредством которых вместе с танцевальными движениями рассказываются разные истории. Четко прослеживаются различные типы женско-мужских отношений. Пока в одной паре есть легкость: мужчина качает девушку на качелях, в другой — ноги обоих связаны веревками, и желание девушки вырваться из этих обременительных отношений оказывается тщетным. И если веревки – символизируют узы или связь между людьми, то доски – это своеобразные щиты или двери, которые мы можем открыть другому и за которые мы можем спрятаться, когда наша открытость наталкивается на жестокость, грубость или равнодушие. Сбалансированным дуэтам противопоставлены дуэты конфликтные, дисгармоничные, несложившиеся. Все действие происходит в темноте. Движения танцоров – медленные,
медитативные. «Вместе поодиночке» - спектакль, в котором есть интимность и общественное начало, самоотречение и уязвимость, свобода движения и ритуальность, символическое и эстетическое начало, принятие и непринятие непредсказуемости чужих, но близких тел.
 


Фестиваль только начался. Показы спектаклей продолжатся до 19 августа. Будут представлены танцевальные постановки из Новосибирска, Челябинска, Екатеринбурга, Краснодара, Минска, Москвы и Санкт-Петербурга. Сопроводительная программа включает в себя открытые лекции, творческие встречи, кинотанец, форум и мастер-классы.

Текст: Инна Зайцева
 
Фото организаторов

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения