Место встречи: в Петербурге прошел восьмой МастерФест

В июльском Петербурге уже восьмой раз частный театр «Синтез» проводит фестиваль театральных тренингов МастерФест. На 12 дней профессионалы и любители театральной индустрии собрались, чтобы создавать новые смыслы, искать формы для их выражения и обмениваться впечатлениями. Мы уже публиковали интервью с командой организаторов фестиваля, в котором они рассказали о лектории. А сейчас пришло время поделиться впечатлениями от шоу-кейсов и практической части фестиваля.

К началу. Режиссерская лаборатория

Фестиваль состоит из трех больших блоков: лекторий, тренинги и режиссерская лаборатория. Как говорят сами организаторы, сердце МастерФеста — экспертные классы. А пока собираются иногородние участники, формируются группы, разогревают аудиторию лекторы. В этом году основная часть просветительской программы прошла в большом Буквоеде на Невском за исключением спектакля Александра Савчука «Гамлет-гаджет» — его показывали во дворике Третьего места.

Наибольшей популярностью среди участников пользуется режиссерская лаборатория. На нее обычно разбирают билеты даже до объявления мастера. В этом году курировал процесс работы Борис Павлович, энтузиаст «невеликой режиссуры», социального театра и в целом горизонтальных отношений в искусстве. В объективе Павловича и начинающих режиссеров были ОБЭРИУты. Работали в их же методе — смотрели на мир «голыми глазами», искали неожиданные рифмы. На закрытии режиссеры представили несколько зарисовок в разной степени абсурдных: от просто странненьких и милых до зашкаливающе непонятных. Все с угадывающимися отсылками: и к первому вечеру ОБЭРИУтов «Три левых часа», и к поэзии Олейникова и Введенского, и, конечно же, к известным стихам и рассказам Хармса.

Участники и мастера

На МастерФест приезжают в основном региональные частные и независимые театры. Многие — почти в полном составе актерской труппы с режиссерами. За годы регулярного участия появляется много знакомых лиц, коллективы образуют творческие союзы, ездят друг к другу в гости, приглашают на локальные фестивали и поддерживают в конкурсах.

Денис, актер самарского театра «Вместе»: Я на МастерФесте второй год, всегда еду домой после фестиваля замотивированный и воодушевленный. Мне особенно запомнилась работа моей группы на репетиции шоу-кейса. Мы оставались дольше всех, прорабатывая драматургию и запоминая детали. Ребята тут особенные: открытые все, дружественные, сразу все любимые. Уже скучаю по ним. Ощущение свободы, жизнь в моменте, внимание к своим телу и мыслям — это те состояния с классов на фестивале, которые я забираю с собой.

Каждый год МастерФест приглашает четырех экспертов провести классы: по работе с телом, речью, над мастерством актера и сценическим движением. Всех участников распределяют по группам, исходя из их опыта и возможностей, а также пожеланий времени занятий. Классы проходят ежедневно по 2,5 часа. После четырёх дней занятий — репетиция и шоу-кейс. Он же — закрытие фестиваля, на котором участники получают сертификаты, презентуют успехи.

Мы побывали на воркшопах двух мастеров — по работе с телом от Александра Челидзе «Ментальное движение» и на актерском тренинге Жени Анисимова «В моменте и во времени». У танцовщика и актера в чем-то схожий метод, направляющий внимание участников внутрь. Мастера даже выпустили общий шоу-кейс на закрытии фестиваля. Женя вёл воркшоп под ритм джембе, Александр предлагал прислушаться к возможностям тела — идти за биением сердца и свободой суставов. Финальный номер Челидзе-Анисимова получился самым масштабным по участникам, а отсюда и самым насыщенным по смыслам. Каждый перформер (кажется, участников было не меньше 50) проживал свою историю и было сложно выбрать, за кем следить из зрительного зала.

Помимо вышеупомянутых мастеров, в этом году на МастерФесте провели классы Ниеле Мейлуте — тренинг по голосу «От ощущения к звучанию» и Михаил Шеломенцев — о работе с предметами в театре «Я и другой». Любители предметного театра в процессе шоу-кейса создали из пустоты мир картонных существ. Группа Ниеле выступала на закрытии первой и показала, пожалуй, самый цельный и художественно точный номер. Они выбрали всего одну форму сценического жеста и начинили ее личными исповедальными историями. Запредельно трогательный сторителлинг получился.

Инклюзивная группа

МастерФест уже не первый год набирает группы участников с инвалидностью. Они также проходят тренинги всех четырех мастеров по собственному расписанию, но в этом году фестиваль сделал инклюзивную группу, места в которую разлетелись за 20 минут.

Наталья Стародубцева, участница МастерФеста 2022 и сотрудница фонда «Точка опоры»: Я была на занятии инклюзивной группы у Александра Челидзе. Исследовали то, как в процессе движения внимание переключается между телом, сознанием и пространством, учились задействовать его точечно, перенаправлять, группировать, увеличивать одномоментно количество точек фиксации, работали в двух состояниях — распространении и компактности. А еще мы почувствовали себя Курентзисами, дирижируя воображаемым оркестром, взлетали, растворялись в пространстве, сжимались и становились крохотными, распускали невидимые цветы и бережно передавали их партнерам.

Сквозь отзывы, подписи к фотоотчетам, сообщения с благодарностями и просто в разговорах участников прослеживается лейтмотив поиска и обретения близких по духу людей. Удивительный по своей искренности и насыщенности фестиваль случился в этом году в восьмой раз. Загадываем, чтобы таких проектов было больше, а МастерФесту желаем только процветания и роста!

Текст: Елена Свиридова
Фото: Александр Шек

Бонус:

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения