LOOM — САМАРИН — ЧАША ПЕТРИКИРХЕ

Как мы уже писали, выставка "Валентин Самарин - ровесник века. Свет и серебро времени", помимо непосредственно экспозиции, включает в себя различные аудио, музыкальные перформансы, показ кинофильмов и пр. 29 августа в чаше Петрикирхе звучала программа музыкального проекта "LOOМ". Квартет в составе Михаил Кулешин (ударные), Александр Чирков (гитара), Ольга Курковская (контрабас, шумовые инструменты), Мария Кулак (аудио и видео режиссёр) импровизировали композиции, являющиеся, по словам руководителя ансамбля М. Кулешина, «суперпозицией» к выставке В. Самарина.

Знатокам современной импровизационной музыки имена участников квартета хорошо знакомы.
Кулешин Михаил - участник легендарных музыкальных коллективов Ртуть, Миро трио, Zelo , Eject, DADAZU.
Чирков Александр - участник московского импровизационного трио DIE Hard, в городе на Неве участвует в музыкальном коллективе LOOM.
Ольга Круковская - контрабасистка из Санкт-Петербурга, стажёр джазового отделения University School of Music, USA. Играет в группах Tundra Art Ensemble, MELONOISE, ОГАНОВ Трио, Санкт-Петербургский оркестр импровизации, AErnezaks, Eject и др., является постоянным участником различных проектов Музея Звука / ГЭЗ-21.
Мария Кулак - фотограф, художник и биолог, занимается аналоговой фотографией, создает невероятные уникальные эффекты без использования компьютера.

Музыкальный проект LOOM был создан М. Кулешиным и А.Чирковым как пространство, открытое для музыкантов разнообразных стилей, которым дается возможность высказаться в импровизационном формате, и где каждый участник может создать свою музыкальную историю. Главным инструментом творческого поиска музыканты считают элемент интуитивной коммуникации между инструменталистами, стирание граней между солированием и аккомпанированием, игру без жесткой привязки к отрепетированному материалу.
Коллектив исследует стили Gospel Chops, fusion, hip hop, acid jazz, free jazz. Творческими вдохновителями постоянных членов состава являются Miles Davis, Robert Glasper, Red Snapper, Weather Report, Sonic Youth, Can.
Сразу после концерта мы побеседовали с М. Кулешиным.

ОКОЛО: Как вы "образовались"? Что было толчком для появления вашего состава?

М. Кулешин: Мы являемся свободными музыкантами и нашли себя в импровизации. Наш бэкграунд - джазовый, он включает в себя свободное отношение к нотам, умение абстрагироваться от определённого материала и принять любую фактуру для создания чего-то интересного. Наше совместное исполнение связано с каким-то совместными переживанием и увлеченностью. Я бы сравнил это с танцем, в котором если отдаёшься ему, то в какой-то момент отключаешь сознание и начинаешь доверять музыке. При этом определённые моторные навыки живут параллельной жизнью, и начинаешь позволять мыслям двигаться самим. Мне приходилось играть в различных коллективах, но здесь, в этом составе, я могу расслабиться и дать возможность войти в себя чему-то непонятному, как будто увидеть какой-то сон наяву.

ОКОЛО: Как вы готовились именно к сегодняшнему концерту в связи с выставкой Самарина?

М.К.: Мы только сегодня, накануне игры, посмотрели выставку и мне кажется, нам удалось создать что-то, коррелирующее с теми образами, которые здесь, на выставке, представлены. Работы Самарина мне уже знакомы по интернету, но мы специально перед выступлением порепетировали, чтобы найти какое-то звучание, соответствующее этому месту и этой выставке, чтобы не было никакого диссонанса.

ОКОЛО: Как расшифровывается название вашего проекта LOOМ?

М.К.: Мы шутим, что это некая аббревиатура, смысл которой мы забыли. Каждый может расшифровывать его, как ему удобно. Он может быть луной, чем-то другим или просто тем, что ничего не значит, но может с чем-то рефлектировать.

ОКОЛО: Как создавался ваш проект?

М.К.: С Александром мы начали играть двадцать лет назад. Мы вместе играли некоторое время, потом наши пути разошлись. Саша увлёкся фотографией, у меня тоже были свои увлечения. Лет через десять мы встретились и обалдели от того, как мы долго не виделись, и стали снова вместе музицировать. С Олей мы вместе играем лет пять. Она  более профессиональный музыкант, я даже немного стесняюсь её, предлагая свои хулиганские музыкальные предложения. Но Оля всегда рада поучаствовать в этом хулиганстве. Сейчас Оля для меня самый главных басист из тех, с кем приходилось играть. И она, вообще, для меня во многом является учителем.

ОКОЛО: Во время концерта возникло представление, что Оля, кроме своего инструмента, играла на потолке, точнее, на металлической несущей балке. Как это можно понять?

М.К.: У музыкантов шумового сектора есть множество приспособлений, какие-то моторчики, жужжалки, непонятные пружинки - много чего. Оля использовала целлулоидные мячики на металлической палочке, которыми водит по разным предметам. Это - своеобразный смычок, с его помощью извлекаются звуки, напоминающие в разных вариантах голос дельфина. Я тоже иногда использую это приспособление, когда играю на тарелках. Это - один из приёмов шумовых музыкантов. Приспособлений много разных, выглядят они зачастую странно. Иногда их трудно пронести в самолёт - думают, что это какие-то части для изготовления бомбы... (улыбается).

ОКОЛО: Спасибо за рассказ. Мы надеемся снова и скоро побывать на ваших выступлениях.

Интервью подготовил Юрий Ильин.

При подготовке текста были использованы материалы из открытых источников.

Видео и фото Татьяна Скиба.

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения