Страх и нищета в империи

Летом, когда в Петербурге театральный сезон затихает, Городской театр проводит программу “Новые имена. Лето”, и предоставляет свою площадку для новых постановок. В рамках одного из таких показов 20 июля был представлен спектакль “Страх и нищета в Третьей империи” выпускников мастерской А.В. Козлова в РГИСИ.

Режиссёр Даниил Мищенко взял для спектакля одноимённую пьесу Бертольда Брехта, которую он создал в эмиграции в Дании. Сам автор писал, что пьеса основана на свидетельстве очевидцев и газетных сообщениях. Время действия - становление Третьего Рейха. Германия до этого пережила заключение позорного мира, революцию и крах империи. Страна была измождённой и растерянной. На фоне этого происходит создание новой Германии с националистическими идеалами во всём. С этого начинается спектакль. Ярость и молодость — вот что движет исполнителями. Энергия, жажда “честного театра”, отказ от иллюзии реальности помогает зрителю окунуться как в сам театр Бертольта Брехта, так и в пучину событий пьесы. По канонам такого театра актёр не отождествляет себя с персонажем, поэтому мы наблюдаем раскрашенные гротескным гримом лица, фантасмагорические костюмы и выразительные жесты. Тут не будет скрытых подтекстов и тонких намёков, только открытое и болезненное высказывание. Время намёков прошло, сейчас надо громко кричать и бить в барабаны.

Спектакль открывается пронзительной сценой, где представлен народ Германии на пороге назначения "Голоса Германии". Коммунисты, рабочие, старухи, матери и на фоне их тонкая, почти прозрачная девочка-скрипачка. Её игра на скрипке - это стон всей страны. Дальше будет громкая, полная деятельной ярости, залитая красным светом сцена прихода к власти фюрера. Его играет та же актриса, что и была скрипачкой (Анастасия Батанова). На наших глазах происходит моментальное перевоплощение в холодного ревнивого тирана. И вот уже мы слышим ритмичный шаг сапог, удары хлыста, а на лицах у бравых солдат застыли улыбки. Они будут бить и убивать людей с улыбкой и радостью, такое мы увидим в спектакле много раз. Но будут и трогательные сцены про жизнь людей, у которых нет денег даже на картошку, а ещё надо заплатить взнос в новую детскую организацию. Снова будет прекрасный актёрский переход от двенадцатилетней девочки в образ немощной старухи.

Абсолютно каждый образ проработан детально. Грим внешне кажется одинаковым, но стоит присмотреться, и видны отличительные детали: один глаз только чёрный, здесь брови вздёрнуты, а тут опущены. Для каждого героя характерны свои жесты. Всё это заставляет с большим интересом следить за каждым персонажем, за перевоплощениями. Между сценами из жизни разных политических слоёв и простых людей будут звучать песни - “зонги”, как они называются у Брехта. Это тонкие, наполненные чувствами тексты, они дополняют довольно резкие и однозначные образы в пьесе и не дают им стать картонными и плоскими. Поют ребята часто, спектакль музыкальный и ритмически выразительный. От количества песен не возникает ощущение мюзикла, получается именно гармоничный драматический спектакль, объём которому придают музыкальные и вокальные вставки.

Истории, которые описываются в пьесе, неожиданно соприкасаются с нашей реальностью. От этого становится страшно и жутко. Страх - наверное, то чувство, которое доминирует в этом спектакле. Нищета показана более гротескно, она не так сильно поражает и трогает. Огромный плакат с изображением главного злодея довлеет над действием всё время. В момент наивысшего накала диктатор тоже начинает петь зонги. И кажется, что всё катится прямиком в ад. Наверное, показанное в спектакле можно рассматривать как ад на земле. А сам же фюрер подсматривает, подслушивает, науськивает как бес. Спектакль - предупреждение, протест, вот как можно определить “Страх и нищету в Третьей империи”. Это молодое и громкое “Нет”, которое не оставит никого равнодушным.

Текст: Наталья Яковлева 

Фото Городского театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения