Док променад к 150-летию Шаляпина: свадьба, бульдоги и показ мод

“Идеально!” - захлебываясь от восторга и допевая “Эй, ухнем!”, промокшая и счастливая, шепчу и обнимаю фею-продюсерку Аню Ласкину. Это я на окончании восхитительного “Шаляпин. Прогулка”, спектакля, объединившего только на один вечер в фестивальный маршрут Театральный музей, Шереметевский дворец, Музей-квартиру актеров Самойловых и Музей-квартиру Н. А. Римского-Корсакова. Автор идеи и режиссер - Константин Учитель, “Маршрут Старухи” которого - ежегодный долгожданный и любимый всем городом променад, а магистральный режиссер - лучший #плохойрежиссер Дима Крестьянкин. В сотворчестве с драматургом Ириной Рябикиной и режиссерами эпизодов они создали многофактурное полотно, в центре которого - удивительная судьба Федора Ивановича, его восхождение от провинциального артиста до мировой звезды.

При покупке билетов зрители могли выбрать точку старта - один из музеев. В назначенный час 2 июля началась миграция групп за кураторами с сиреневыми флажками (как и суперпрограммка, с которой не расстаться, и шаляпинские стикерпаки - работа Шуры Мошуры) по маршруту. А сопровождали каждого в наушниках Шаляпин и ко. Голосами Константина Учителя, Ивана Решетняка, Аси Ширшиной, Макса Сапранова и других говорили сам Федор Иванович, Зинаида Гиппиус, Константин Коровин, Иван Бунин, Владимир Теляковский. Это многоголосье не только знакомило нас с противоречивой фигурой “царь-баса”, но и вырисовывало Петербург начала 20 века - смурной, растерянный - в общем-то похожий на сегодняшний.

В нашей группе первой точкой был огненный показ мод (режиссерка - Арина Гулимова) в анфиладе Музея-квартиры актеров Самойловых. Юра Дементьев, Иван Капорин, Слава Пискунов, Максим Сапранов и Алексей Чистяков с ведущим Владом Низовцевым, меняя костюмы - от неглиже до знаменитой шубы и 58 галстуков - разыгрывали сценки, демонстрируя множество личин - строптивую звезду, хорошего друга, крестьянина, важного барина - и неуловимость настоящего Фёдора Ивановича.

Здорово, что все эпизоды были разными по настроению - с будоражащего, искрящегося подиума мы попали сначала на настоящий хоррор с убийством (режиссерка Екатерина Шихова) в Шереметевском дворце, а потом получили приглашения в Домовую церковь - прикоснуться к таинству венчания Шаляпина и итальянской балерины Иолы Торнаги под музыку друга Фёдора Ивановича, Сергея Рахманинова.

А после был парад французских бульдогов, любимой породы собак Шаляпина, и “смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина" - все как вспоминал сам Фёдор Иванович. Кажется, это был самый уютный пикник в жизни - мы подливали вина друг другу, расположившись на ковре под деревом, ели хлеб и будто были защищены от всего мира, а рядом выстукивал дробью дождь. Или это режиссер эпизода Дима Мульков аккомпанировал на ведре - как на свадьбе Шаляпина (“играли на свистульках, печных вьюшках, ведрах… “), шутя: “льет как из ведра”?

Следующая остановка - Театральный музей, в котором студенты-магистранты РГИСИ под руководством Кирилла Люкевича создали “Лабораторию Шаляпина”. Девичья группа “Сестра Петра” в малом составе (Анна Гольдфельд, Тина Тарусина и Любовь Штарк) пропевала и оплакивала непроговоренное прошлое России и ее будущее во тьме, мерцающее в пронзительно сбоившем документальном видеоарте.

Завершающий эпизод Симы Крамер - в музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова. Прялки, стога сена, алые нити, опутывающие все комнаты - рефлексия по детству, возвращение к истокам. Настя Филиппова, Анна-Магда Обершт и Яна Савицкая воплотили образ Матери, энергии земли, чего-то исконного и истинного, что есть у каждого из нас. Зрители получили свои нити и повод поразмышлять, что питает и дает опору.
А в финале была прогулка на кораблике (метафора отъезда Шаляпина на зарубежные гастроли, откуда в Россию он уже не вернулся) и размашистый, от всего сердца хор “Эй, ухнем!” на набережной.

Мало какой спектакль задействует все органы чувств, обычно мы смотрим и слушаем. А на “Шаляпин.Прогулка” я вдыхала аромат сена в “Нитях детства” и ладан на “Свадьбе”, гладила мокрых симпатяг-бульдогов, подставляла лицо под капли дождя, касалась “нитей детства”, пела, грызла сушки с вином, обнимала друзей, заглядывала в прошлое. Дышала, чувствовала, жила - на полную, как “царь-бас”!

Текст: Наталья Стародубцева

Фото организаторов 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения