XXIV Международный театральный фестиваль имени А.А. Брянцева расширил границы театрального мира

Закончился XXIV Международный театральный фестиваль имени А.А. Брянцева, превративший Санкт-Петербург в место встречи культур различных стран. Впервые фестиваль длился 9 дней, за которые было показано 26 спектаклей на 7 площадках города. Помимо работ выдающихся российских режиссеров были представлены спектакли из Сербии, Белоруссии, Армении, Турции, Казахстана, Ирана и Ирака. В афише значились работы Анджея Бубеня, Олега Рыбкина, Сергея Женовача, Анатолия Ледуховского, Алексея Франдетти, Екатерины Образцовой, Айдара Заббарова, Тимура Кулова и других талантливых мастеров. Внутренняя программа фестиваля включила лекции о современном армянском и иранском театре, а так же круглый стол, на котором обсуждались вопросы границ интерпретации классических текстов и работа с молодежной аудиторией. Грандиозный международный проект смог достичь новых высот и доказал свою значимость в культурно-дипломатическом плане. Премия «К новому Островскому» и драматургическая лаборатория «Молодежь. Театр. LAB. Палитра — 2023» позволили талантливой молодежи страны заявить о себе. Каким предстает современный мировой театр, расскажем в нашем материале.

Одной из важных тенденций современной режиссуры является смена жанра выбранного для театрального исследования произведения. Спектакль «Пиковая дама» Екатеринбургского ТЮЗа в режиссуре и хореографии Сергея Землянского рассказал известную питерскую легенду без слов. Наполненный внутренней энергией спектакль в психологических подробностях погрузил в историю схождения с ума Германа и полноценно нарисовал перипетии жизни графини. Мистическое, нервное пространство, где прошлое переплетено с настоящим и будущим, а герои повторяют судьбы друг друга, прекрасно отражает поэтику произведения А.С. Пушкина. Упование на случай, желание поставить все на карту судьбы наполняет Германа, перекладывающего ответственность за свою жизнь на других.

 

Олег Рыбкин обновил звучание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» - Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина привез музыкальную постановку, основной локацией которой является московское метро. Стилистика 70-80 годов 20 века и популярные композиции постсоветского времени переносят сюжет в нашу недавнюю действительность и показывают, насколько современны вопросы самоидентификации человека. Общество готово объявить сумасшедшим любого, кто не вписывается в привычную систему координат, и это до сих пор остается действенным рычагом управления.

Алексей Франдетти представил мюзикл «Питер Пен», поставленный в Театре РОСТА в Царицыно (входит в состав Московского ТЮЗа). Сказочный сюжет обретает метафорическую подоплеку: остров Neverland — ничто иное, как место забвения, где пребывают умершие на войне солдаты. Действие начинается в госпитале после бомбежки, где медсестры читают военным летчикам сказку, пытаясь отвлечь их от боли. Ярким сценографическим элементом оказывается самолет Питера Пена, на котором он и совершает свои невероятные полеты. Оркестр «Папоротник» вторит действию, позволяя ему разворачиваться в остро-драматическом ключе.

Второй значимой работой Алексея Франдетти оказался мюзикл «Обыкновенное чудо», премьера которого состоялась в этом году в ТЮЗе имени А.А. Брянцева. События разворачиваются на вокзале — неприкаянные герои все время находятся в пути, лишь приближаясь к возможности стать счастливыми. Дорога жизни извилиста и динамична, но любовь не терпит полутонов и требует всего человека. Спектакль носит исповедальный характер, позволяя каждому герою высказаться максимально точно и полнозвучно.

В спектакле Татьяны Самбук «ЖЕНЯ+ТАНЯ=ЛЮБОВЬ» Белорусского ТЮЗа знакомая всем по школьной скамье история вскрывается через комедийное русло. Режиссер стремился найти общий язык с молодым поколением и сделал это нежно и чувственно. Поле желтых цветов, колышущихся от эмоциональных объятий Татьяны, полны вдохновения и жизни. Девушка пугливо открывается миру, но любовь не случается. Она следует совету Евгения и учится владеть своими чувствами, обрекая себя на несчастливую жизнь.

Сергей Женовач в спектакле «Лабардан-с» «Студии театрального искусства» основным хронотопом, где встречаются все персонажи, сделал баню. Завернутые в простыни персонажи, находясь в неформальной обстановке, с легкостью открывают друг другу душу, порой забывая, кем являются на самом деле. Сюжет комедии «Ревизор» получает библейский подтекст и рисует характерные типажи уже нашей эпохи.

Лирико-сатирический спектакль Новосибирского академического молодежнего театра «Глобус» «Шинель» раскрывает дело о пропаже шинели, выясняя, какую действительно роль для главного героя играет этот атрибут одежды. В прочтении режиссера Ивана Орлова шинель становится женщиной, неким оберегом, позволяющим достичь гармонии. Акакий Акакиевич поэтизирует действительность, до изнеможения любит буквы, которые он старательно выписывает на службе, созидая документы. С точностью нарисовано место действие — глухая питерская стена намекает на бесприютный исход жизни человека, истинная боль души которого никому не интересна.

Премьерная постановка ТЮЗа имени А.А. Брянцева «Нос» Тимура Кулова, идущая на Малой сцене театра, разворачивается в формате детектива, и в центре исследования оказываются взаимоотношения между мужчиной и женщиной, глубина привязанности к другому я. Бар, в котором встречаются персонажи, постепенно расширяется в своих масштабах и становится одним из бескрайних проспектов Санкт-Петербурга, где возможны любые самые невероятные события.

Одной из знаковых стала постановка «Я — Сергей Образцов» Екатерины Образцовой Театра кукол им. С.В. Образцова. В этой работе рассматривается феномен мощи человеческой личности на фоне эпохи : события 20 века лихорадочно меняют человеческую жизнь, и только сила настоящего таланта может противостоять внешнему хаосу.

Спектакль «Обломов» театра имени Федора Волкова в режиссуре Анджея Бубеня показал «домик» Обломова, куда он с радостью прячется от окружающих. А прятаться есть от кого: инфернальный, распадающийся на две личности Захар, засасывающая в омут повседневности Агафья Пшеницына, напоминающая самку паука, не готовая к длительной борьбе Ольга Ильинская, прямолинейно и топорно разговаривающий о поэзии Штольц. Герои искренен по отношению к себе и окружающим и понимает, что его ждет, поэтому решает полностью погрузиться в воспоминания о прошлом, где все было безраздельно хорошо.

Некоторые спектакли шли на родном языке исполнителей. Так, премьерная постановка «Ложь» Белградского драматического театра  в режиссуре Никола Люцы исполнялась на сербском языке. В спектакле анализируют, возможна ли ложь во имя дружбы и любви и почему человек не может быть до конца правдивым. Постановка отправилась в мировое турне после премьерного показа на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева.

Особенным колоритом наполнены  работы, привезенные из восточных стран. Театральная группа «жи» из Ирана представила спектакль «Макбет-э Зар» Эбрахима Пошткухи. Пластически-драматическая постановка наполнила шекспировский сюжет характерными ритуальными обрядами, символично раскрыв взаимосвязи между жизнью духов и человеческим миром. Ритуальность близка темному миру трагедии Шекспира, содержащей потусторонний магнетизм. Музыка страданий человеческой души и яркая образная выразительность была колоритно воспроизведена музыкантами.

Министерство культуры, туризма и древностей Ирака познакомило с постановкой «Амаль». Режиссер Доктор Джавад аль-Асади поговорил на острую тему аборта, ответственности за жизнь другого и потери веры в человека. Злободневная история прозвучала особенно трагично из уст представителей мусульманских традиций.

Турецкий Государственный театр Анкары показал спектакль «Книжная лавка древности» Мустафы Курта. Главный герой хочет слиться с вечным и служить людям и искусству, вписать себя в часть мира великих идей и материй. Он находится на эмоциональном пике: наконец-то его мечта, о которой он мог думать только ночами, сбывается. Он подписывает экземпляры книг, вступая в некое соавторство с писателями и видя в этом свою священную миссию — передавать знания окружающим людям.

XXIV Международный театральный фестиваль имени А.А. Брянцева погрузил в мировой театральный контекст, оказался определенным срезом времени, а также позволил состояться большому количеству творческих знакомств. С нетерпением ждем юбилейного фестиваля!

Текст и фото: пресс-служба ТЮЗа 



 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения