Вы не можете стать выше, чем эта гора

6 июня в открытой киностудии «Лендок» состоялся показ фильма «Узлы», снятого при поддержке фонда «Пример интонации». Съемки дебютного фильма режиссера Олега Хамокова проходили в Кабардино-Балкарии, где расположена режиссерская мастерская Александра Сокурова. После кинопоказа зрители смогли обсудить фильм с режиссером и кинокритиком Анной Макаровой.

«Узлы» - философская притча и семейная драма. В основе картины лежит легенда из адыгского нартского эпоса о красавице-княгине Адиюх. По преданию девушка жила в башне-крепости со своим мужем – надменным князем, который занимался ночными набегами, пригоняя табуны лошадей. Однажды он обидел жену, и та при очередном его возвращении не осветила ему путь через мост. В темноте князь сорвался в реку и утонул.



Кабардинская поэтесса, драматург и журналистка Зарина Канукова переписывала сценарий несколько раз. Изначально планировалось снимать фильм в Германии. Но из-за пандемии действие фильма было перенесено в Кабардино-Балкарию, где режиссер картины Олег Хамоков проходил обучение у Александра Сокурова.

Женская роль была написана для актрисы Светланы Мамрешевой, которая великолепно воплотила образ женственной, мечтательной юной девушки Дины, которую в жены взял нелюдимый скупой дальнобойщик Берд. Этого персонажа сыграл Роберт Саральп, актер «сНежного шоу» Славы Полунина. И что интересно, ему удалось создать очень сложный мужской характер.

С одной стороны, Берд — это «Синяя борода» или Аид, который запирает свою Персефону в недостроенном огромном доме, запрещает ей встречаться с друзьями и родственниками, а так же требует, чтобы девушка всегда говорила ему только правду. Придирчивый, критикующий, бестактный, по словам режиссера, он демонстрирует «поддельную мужественность», и в этом его трагедия. На вопрос Дины: «Кого ты любишь больше всех?» он отвечает: «Себя!». Но в его жизни нет любви и сострадания даже к себе. Вместо этого только тщеславие, гнев и гордыня. Сразу же после женитьбы на практически школьнице он уезжает в рейс и, только сломав ногу, в припадке ревности и ярости он всё-таки начинает знакомиться с женой, позволяя ей хоть ненадолго к себе приблизиться.

Но есть у Берда и другая сторона, которую отчетливо видно в небесно-голубых глазах, замечательно показанных на крупных планах. Каким бы жестоким ни был этот своенравный мужчина, у него есть мечта. Ему хотелось бы жить в огромном доме с самой красивой девушкой в поселке. Вот только у его мечты тоже есть обратная сторона. Для того, чтобы достроить этот замок, нужно много денег, сил и терпения, а красота жены будет заметна не только ему, но и всем вокруг.



Нельзя сказать, что Берд – однозначно отрицательный персонаж. Когда он забывает о том, что нужно постоянно держать оборону, в нем просыпается даже своеобразная не столько мужская, сколько отеческая нежность, например, когда он дарит Дине куклы, оказывает ей особое внимание или смотрит на нее одновременно властно и с нежностью.

Сирота Дина доверчиво и открыто идет в слияние с мужем, выполняя все его требования. Она говорит ему: «Я твоя душа», оплачивает его долги работникам и хранит ему верность даже тогда, когда находится мужчина, способный открыто сказать ей: «Я тебя люблю». Наверное, самый сильный момент фильма – молчаливый диалог между Диной и Бердом, когда она, уже отчаявшись достучаться до его сердца, без слов признается ему, что дошла до того, что уже не боится никого, кроме себя.

Дина – не просто наивная девушка или героиня притчи, она – воплощение мифа. То, как девушка завязывает узлы на поясе или собственноручно вышитом шарфе, это символическое плетение нитей роковой судьбы этой гордой пары, так и не сумевшей преодолеть одиночество и услышать знаки судьбы. Сколько бы их ни предупреждали о том, что не стоит быть выше всех, они не могут остановиться и продолжают взбираться на свою метафорическую гору.

Девочка, терпеливо поливающая росток дерева; девушка в белом платье с голубыми шарами в руках; соблазнительная женщина в красном наряде, накрывающая на стол; отчаявшаяся уставшая жена в сером наряде – все эти грани женственности, словно ступени на пути того опыта, который приобретает Дина. В ней есть очень много любви и человечности, которая проявляется и в том, как она смотрит на спящего мужа, и в том, как она постоянно отмывает недостроенный дом или в отчаянии отдает последние деньги бандитам.



В обсуждении после фильма Олег Хамоков сказал, что хотел бы, чтобы зрители «прожили эту историю на уровне подсознания». Его «Узлы» — это метафора на трех уровнях, означающая семейные узы, «гордиев узел» и архетипическую женскую историю, способную пробудить человека и привести в чувство. Как подытожил режиссер: «вы не можете стать выше, чем эта гора». Как Дина отражается в зеркале, так и каждый из нас отражается в другом человеке. Обижаясь, избегая, не принимая другого, мы на самом деле бежим только от себя. Для того, чтобы разрубить этот «гордиев узел», иногда достаточно просто остановиться, замолчать, прислушаться и постараться услышать тот голос, который звучит у нас в душе, а потом войти в контакт с другим человеком, чтобы пройти жизненный урок и, получив новый опыт, обрести в душе желанную гармонию и любовь.

Текст: Инна Зайцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения