В поисках нового слова: драматургическая лаборатория “Молодежь. Театр. LAB. – Палитра-23”.

В поисках нового слова: драматургическая лаборатория “Молодежь. Театр. LAB. - Палитра-23”.

В ТЮЗе закончился XXIV Международный театральный фестиваль имени А.А. Брянцева. В этом году была учреждена специальная премия «К новому Островскому», популяризирующая современное национальное литературное творчество и связывающая его с традициями классической русской драматургической школы. В конкурсе приняло участие 165 драматургов, лауреатом стала пьеса «Новогодние приключения Гены и Уйбаана» Ярославы Пулинович. Драматург получила денежный приз в размере 150 тыс. рублей. В рамках фестиваля в течение 4 дней на драматургической лаборатории “Молодежь. Театр. LAB. - Палитра-23” познакомились с пьесами других авторов: Катерины Антоновой «Марсианин», Екатерины Максимовой «Я-Федра», Анастасии Волковой «В день рождения», Петра Вяткина «Волга-матушка». Эскизы проходили в формате читок  силами студентов — артистов, режиссеров ГИТИСа и РГИСИ. Модератором лаборатории был театровед и педагог Александр Вислов. Подробнее о событии  — в нашем материале.  

Пьеса «Марсианин» драматурга Катерины Антоновой была прочитана артистами курса Нонны Гришаевой (режиссер и педагог курса Александр Нестеров, ГИТИС). Драма обладает терапевтическим эффектом, помогает человеку пережить боль безотцовщины и дарит надежду на светлое будущее. Пара подростков ждет на остановке автобус, пьет пиво и обсуждает свою жизнь. Наполненная отрицанием всего сущего Маха в исполнении Анастасии Субботиной — несчастная девочка из бедной семьи, мать которой сочинила легенду, что ее отец улетел на Марс. Но отец вполне реален — и герои встречают его спустя некоторое время. Альфред Бобриков в исполнении Александра Груздева — скиталец и пьяница, который обрел надежду, узрев в газете фотографию своей бывшей возлюбленной, матери Махи. Еще больше решимости изменить свою жизнь в него вселил продавец Баходур (Артур Мхиторян) и водитель маршрутки дядя Бахрат (Ильдус Хасанов). Они полны добра и принятия, жалеют главного героя и дают понять, что хорошие люди существуют. Искренняя исповедь отца и обретение нового представления о том, что такое семья, меняет сознание главной героини, позволяя и ее сердцу оттаять. Режиссер, вслед за драматургом, помещает артистов в довольно статичное пространство, замкнутое автобусной остановкой, что помогает нарисовать ад души главной героини. Она хочет сбежать от самой себя, но проблему можно решить лишь погрузившись в нее полностью. Профессиональная среда отметила, что пьеса Катерины Антоновой отсылает к традициям Максима Горького и Николая Коляды и рисует многогранный мир человеческой души.

Эскиз монодрамы «Я-Федра» Екатерины Максимовой был воплощен студенткой курса Геннадия Тростянецкого Арети Сейнтариду в режиссуре однокурсника Шэ Муцзе (педагог Наталья Никуленко, РГИСИ). Лирико-сатирический триллер, по тонкому замечанию театрального критика Сергея Козлова, рассказывает об истории актрисы, заигравшей в реальности и разрушившей собственную жизнь. Темная и поглощающая всего человека сила искусства берет слишком большую цену за успех — актриса получает желанную славу, но какой ценой. Героиня страстно мечтает сыграть Федру и начинает менять действительность, стремясь понять внутренний мир женщины, влюбленной в мальчика. Она репетирует в жизни, не предупреждая об этом окружающих. Исповедь ведется из лечебницы — мечта о славе сбылась, но довела до сумасшествия. Театр оказывается важнее жизни и требует всего человека. Актриса играет с упоением и рисует скользкий и такой понятный профессиональной среде путь растворения личности в искусстве.

Пьесу Анастасии Волковой «В день рождения» также прочитали студенты курса Геннадия Тростянецкого (педагог Наталья Никуленко, РГИСИ), на этот раз актриса Арети Сейнтариду выступила режиссером эскиза. Метафорическая, поэтическая пьеса о необычной семье, живущей на острове, погрузила в особое восприятие действительности. Желание выйти за пределы привычного и познать иную жизнь наполняет главную героиню Киру, тонко чувствующую мир. Ее брат тоже интуитивно понимает огромную взаимосвязь с окружающим их природным бытием, будоражащим сознание. Герои проходят определенный обряд инициации, перешагивая на новую ступень взросления. Они не бояться расставаться, чувствуя друг друга и зная, что всегда будут рядом. Они смелы в своих желаниях и не могут ощущать ограничения жизни. Им нужно идти вперед, постигать новые цели и смыслы. Романтический порыв к борьбе наполняет их души, но, согласно традиции, не приносит реального счастья. Актеры Алмаз Ахматгалиев, Кира Калашникова, Глеб Борисов, Георгий Габараев смогли постичь особенности художественно-выразительного языка пьесы и нарисовать полноценные сценические образы. 

Завершила лабораторию читка пьесы Петра Вяткина «Волга-матушка» в исполнении курса Геннадия Тростянецкого (РГИСИ, педагог Наталья Никуленко). Режиссер Надежда Новикова вместе с артистами Дмитрием Тереховым, Макаром Громовым, Ксенией Заключаевой и Кирой Калашниковой смогли воплотить жанр роуд-драмы, рисующей объемный срез действительности, и с юмором и глубиной представить коллизии жизни жителей Волгограда. Человек со своей маленькой личной историей становится определенным героем нашего времени, ярко выражающим национальный характер. Динамичная история наполнена фольклорными песнями Волги-матушки, оттеняющими события и добавляющими необходимый подтекст. Семен, направляющийся с умирающим котом в ветеринарную клинику, встречает различных людей, которые раскрывают его внутренний мир и позволяют преодолеть одиночество. Драматически-сатирическая пьеса охватывает и исторический контекст, проводя параллели между различными поколениями людей.   

Драматургическая лаборатория «Молодежь. Театр. LAB. - Палитра-23» представила целую вереницу молодых, талантливых драматургов, актеров и режиссеров современности, многие из которых только начали свой профессиональный путь. Прямо во время лаборатории драматурги и актеры получили приглашения о сотрудничестве с профессиональными театрами России, а это значит, что проект мгновенно достигает поставленных целей. ТЮЗ имени А.А. Брянцева позволяет проявиться начинающей творческой личности, завязать профессиональные контакты и выйти на новый уровень духовного развития, таким образом становясь для молодежи главным маяком в мир искусства.

Текст: Елизавета Ронгинская

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения