Партесные традиции в русской музыке XIX – XXI вв.: Петербургская премьера

Одно из лучших сочинений московского хорового барокко «Златокованную трубу восхвалим днесь» Василия Титова впервые в России прозвучало в стенах Храма Воскресения Христова на Крови 7 июня. С 17 мая по 12 июня в Санкт-Петербурге прошел фестиваль «Наследие», посвященный русской культуре «кануна петровских реформ» и петровской эпохи. Фестиваль представляет малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения конца XVII – первой половины XVIII, многие из которых звучат впервые спустя столетия.

Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова открыл вечер концертом для хора «Златокованную трубу восхвалим днесь» Василия Титова. «Мировая премьера» этого произведения в нашу эпоху произошла в июне 1993 г. в Йоркском соборе Великобритании: его исполнил Хор «Россика» под управлением В. Копыловой-Панченко. Композитор Титов признается одним из крупнейших мастеров партесного стиля. Партесное пение (от позднелат. partes — партии [многоголосного музыкального сочинения], голоса) — род русской и украинской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском и в православном богослужении у русских, украинцев и белорусов. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В. В. Протопопова). «Постоянным многоголосием» Протопопов называет хоровое трёх- и четырёхголосие, в котором отсутствует противопоставление групп хора как главный композиционный приём. Вместо этого композиция строится как гармонизация знаменного распева. Титов создал более 200 крупных произведений, среди которых такие монументальные циклы, как службы (литургии), "Догматики", "Богородичны воскресни", а также многочисленные партесные концерты (ок. 100). Титов — один из важнейших последователей Николая Дилецкого. 

Николай Дилецкий - украинский и русский музыкальный теоретик, композитор. Автор музыкально-теоретического трактата «Мусикийская грамматика», оказавшего большое влияние на развитие музыкальной науки в России. Он рекомендует композиторам исходить из текста, который предполагается положить на музыку; именно текст помогает «вылепить» форму произведения. Поскольку в основе композиции лежит принцип контрастных сопоставлений мощного звучания хора и «концерта» — отдельной группы солистов (как правило — трёхголосной), то текст следует заранее разделить на фрагменты и распределить их между хором и солистами. Дилецкий различает три ладовых наклонения: «весёлое», «жалостное» и «смешенное», что идентично мажору, минору и переменному ладу. Поскольку к моменту появления трактата эти наименования ещё не утвердились в теории, объяснения Дилецкого носят описательный характер: музыка в мажорном ладу «возбуждает до увеселения», в минорном — «до жалости», «смешенная» — то к тому, то к другому, «яко же пение ирмолойное, кое возбуждает богодухновенно веселитися». Другим, не менее важным достижением Дилецкого является установление мелодического начала в композиции. Трактаты и руководства западноевропейских теоретиков исходили из теории контрапункта, предписывавшей изобретение второго (третьего и т. д.) голоса на данный cantus firmus. Дилецкий же сразу предлагает свободное ритмическое движение голосов: он начинает мелодическими ходами на секунду, терцию, кварту и квинту, постепенно расширяя первоначальный интервал.

Дилецкий — автор музыкальных сочинений в партесном стиле на литургические (церковнославянские) тексты, среди которых Воскресный канон (на Пасху), три цикла Служб Божиих (один для четырёхголосного хора и два для восьмиголосного), партесные концерты «Вошел еси во церковь», «Иже образу Твоему» и др., Херувимская песнь. Фрагменты Воскресного канона Дилецкого прозвучали этим вечером под сводами Спаса.

Третьим сочинением, прозвучавшим этим вечером стал концерт Полтавскому торжеству - еще одно творение Василия Титова.

"Красочность хорового письма особенно характерна для партесных концертов, в которых мощные возгласы хора соперничают с прозрачными ансамблями различных голосов, эффектно сопоставляются разные типы многоголосия, возникают контрасты ладов и размеров. Используя тексты религиозного характера, композитор сумел преодолеть их ограниченность и создать музыку искреннюю и полнокровную, обращенную к человеку. Примером тому служит концерт "Рцы нам ныне", в аллегорической форме прославляющий победу русского оружия в Полтавской битве. Пронизанный ощущением светлого торжества, мастерски передающий настроение массового ликования, этот концерт запечатлел непосредственный отклик композитора на важнейшее событие его времени. Живая эмоциональность, теплая задушевность музыки Титова сохраняют силу воздействия на слушателя и в наши дни", - писала Наталия Заболотная, эксперт в области древнерусского церковного пения и богослужебной книжности.

Четвертым в программе концерта стало сочинение Леонида Десятникова на стихи Михаила Ломоносова "Утреннее размышление о Божием величестве".

"Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли,
И Божия дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков Зиждитель сам!"

Заслуженный деятель искусств Леонид Десятников считается одним из самых исполняемых современных российских композиторов. Автор четырех опер, кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки. Стиль — «эмансипация консонанса, преображение банального, минимализм с человеческим лицом»; излюбленный жанр — «трагически-шаловливая вещица». Основные сочинения: опера «Дети Розенталя» на либретто В. Сорокина; камерная опера «Бедная Лиза»; «Дар», кантата на стихи Г. Державина; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова; «The Leaden Echo» для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж. М. Хопкинса; «The Rite of Winter 1949», симфония для хора, солистов и оркестра. Широкой публике композитор знаком как автор музыки ко множеству кинофильмов:  «Закат», «Прикосновение», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Москва», «Пленный», «Мишень»,«Ван Гоги».

Завершился концерт двумя произведениями вне программы, в том числе прозвучало еще одно сочинение Василия Титова «Безневестная Дево». 

Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения