Любовь, бабочки и визит мамы

15 июня на сцене ДК Ленсовета любили, страдали, играли на гитаре и видели друг друга насквозь персонажи спектакля «Анатомия любви, или игра вслепую». Режиссер Евгений Баранов поставил лирическую комедию по пьесе «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша, в которой любовные перипетии освещены ироничной улыбкой. Потрясающие актерские работы Ивана Стебунова, Ирины Мазуркевич, Андрея Гульнева и Галины Суминой, тщательное раскрытие психологии и юмористические краски, легкость и четкость мысли, романтика и решимость героев преодолеть все преграды на пути к мечте – вот то, что делает постановку достойной просмотра.

Действие спектакля происходит в квартире Дональда Бейкера или Дона, расположенной в одном из небоскребов Манхэттена. На стенах висят прямоугольные фотографии видов Нью-Йорка, словно окна в «Большое яблоко» с его обещаниями достатка, успеха и высокого уровня жизни. Но обстановка в квартире совсем небогатая. Например, к кровати ведет приставная лестница, а прямо под ней находится дверь в ванную. Книги, телефон, холодильник, часы и магнитофон – это то, что окружает Дона. Он точно знает, сколько нужно сделать шагов до какого предмета, а сколько - до банка или магазина. Дон слепой, и поэтому ему приходится исследовать мир наощупь, а передвигаться по памяти.



Ироничного, проницательного двадцатидвухлетнего музыканта Дона сыграл замечательный актер Иван Стебунов («Дом солнца», «Все не случайно», «Вторая жизнь»). Постановка начинается с повторяющихся фраз, перебиваемых звуками телефона и телевизора. Дон раунд за раундом выдерживает бой с собственной мамой — миссис Бейкер, роль которой сыграла великолепная актриса Ирина Мазуркевич («О бедном гусаре замолвите слово», «Все будет хорошо», «Ты у меня одна»).

Миссис Бейкер – гиперопекающая, тревожная мама, а заодно и прокурор-ревизор, не желающий отпускать контроль ни над жизнью сына, ни над содержимым его холодильника, ни над его новой девушкой Джил (Галина Сумина).

Легкая, словно бабочка, мечтающая о карьере актрисы девятнадцатилетняя Джил – дочь четырех отцов, сама искренность и простота, настолько открыта для новых отношений, что стремительно соблазняет Дона и так же стремительно открывает дверь между их квартирами, а потом вместе с ним вступает в поединок с его мамой.



В новые отношения каждый из них несет свой багаж. Джил в разводе после шестидневного брака, боится ответственности, не способна быть «ни обязанной, ни привязанной», у нее нет «ни воли, ни выдержки», зато есть мечты. Встав на табуретку, она вдохновенно декламирует: «Я прошу одного – свободы. Свободны же бабочки». Она и себя ощущает бабочкой, которая летит сначала к Дону, а потом к режиссеру Ральфу (Андрей Гульнев).

Дон, в свою очередь, несет с собой сразу два «чемодана». В первом – его мама, написавшая шесть книг про малыша Донни, который в свои двенадцать лет несмотря на то, что родился слепым, настолько развил другие свои чувства, что может услышать за целую милю, что грабители залезли в банк. Все человечество Дон делит на две половины: у одних по отношению к нему чувство вины, а другие считают его героем. Во втором чемодане Дона – ностальгия по бывшей девушке Линде, которая сначала помогла переехать от мамы, а потом вышла замуж за другого. Возможно, и в первые мгновения встречи с Джил Дон хотел бы "видеть" на ее месте Линду, но потом их душевная близость, возникшая в результате откровенных разговоров, словно у двух попутчиков в поезде, оказывается сильнее прошлого.

И Дон, и Джил боятся любви, как огня. «Побежишь растворяться в ночи?» — спрашивает Дон и действительно под действием страха Джил бессознательно выбирает неэффективную стратегию защиты от себя самой — избегание.

Режиссер, продюсер и сценарист Ральф – энергичный, сильный и веселый хулиган. У него глаза горят, когда он рассказывает о пьесе «Какая разница с кем», которую планирует ставить и о том, как проходили пробы с обнаженной Джил. И это уже не разговор о любви, а коллизия классической и новой драматургии. Выступающий за реализм в театре, будь то достоверное отображение наркотической зависимости, нетрадиционной ориентации или нигилистический отказ от нравственно-этических норм, Ральф оказывается лицом к лицу с исповедующей традиционные ценности миссис Бейкер. Подобный прием «театра в театре» - одновременно имеет и комический эффект, и служит переломным моментом в образе мышления мамы Дона. Противопоставление реальной, наполненной страданием жизни иллюзии нормы, которую она много лет пыталась поддерживать, производит переворот в сознании женщины, после которого она не только готова пройти процесс сепарации со взрослым сыном, но и вдохновляет его пытаться снова и снова, а потом побеждать.



«Анатомия любви, или игра вслепую» — это спектакль-лабиринт, в котором можно разглядеть правильный путь, если понять его основной посыл: «слепой – это тот, кто не хочет видеть», а часто нуждается в любви больше всего тот, кто от нее бежит. Атмосферу спектакля создает и музыка, и ритмическая четкость, и идейное звучание в стиле Бернарда Шоу или Теннесси Уильямса. Каждое действующее лицо обладает своими индивидуальными особенностями и каждый ищет выход-дверь, открыв которую, удастся заговорить на одном языке и, может, хоть на миг понять другого. И при этом это спектакль-игра, шарада, в которой только дождавшись темноты, можно увидеть человеческую душу, включить критическое отношение к сатирически изображаемому событию, а потом посочувствовать героям и насладиться жизненностью образов, богатством тематических линий, выразительностью и тонкими психологическими приемами.

Текст: Инна Зайцева

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения